08 марта 2021 15:12

08 марта 2021 15:12

фото: архив калачинской дистанции пути

Первым ворвался в траншею врага

Про скромного железнодорожника Александра Скибу и не скажешь, что это был большой храбрости человек. Но он вернулся с фронта с орденом Славы за то, что первым был в атаке и умело уничтожал врага. О своём отце и о династии железнодорожников рассказывает ветеран Калачинской дистанции пути Вера Евглевская.
– О войне отец рассказывать не любил, – говорит Вера Александровна. – И когда мы, будучи ещё детишками, расспрашивали его, мол, как там было, он только рукой махнёт. А у самого в глазах слёзы.

Судьба не баловала Александра Кузьмича. Он родился в 1909 году в селе Романовка Омской области. Мальчишкой пережил Гражданскую войну, в школе успел отучиться лишь три класса, стал работать в поле.

С 1 августа 1934 года Александр Скиба – на железной дороге, получил должность путевого обходчика Калачинской дистанции пути. Отслужил срочную службу в Красной Армии, продолжил работать на магистрали, женился.

– Мама – Елена Ермолаевна, в девичестве Карцева, тоже работала железнодорожницей, она была стрелочницей, – рассказывает Вера Александровна. – В 1939 году родилась моя сестра Раиса, а в 1941 году появилась на свет я.

Когда началась война, папу призвали в армию. На фронт ушёл и мамин родной брат – Карцев Григорий Ермолаевич, который с 1937 года работал на дороге путевым рабочим. Он пропал без вести в 1942 году. А ещё у мамы была сестра – Дарья Ермолаевна Карцева. Она стала работать путевым рабочим вместо брата.

Александр Скиба попал на фронт в декабре 1941 года. В составе 177-й стрелковой дивизии сибиряк участвовал в боях по прорыву Ленинградской блокады. Зимой 1942 года Красная Армия несла большие потери. В боях получил ранение и Александр Кузьмич. После излечения ему дали отпуск домой. Побывал в родных краях, повидал родных и близких, помог по дому. Как память об отцовском отпуске в том же 1942 году родилась третья дочь Екатерина.

Александр Кузьмич продолжал воевать. В 1944 году гвардии сержант Скиба командовал стрелковым отделением 156-го гвардейского стрелкового полка 51-й гвардейской стрелковой дивизии.

Началась операция «Багратион». 156-й гвардейский полк в ночь с 26 на 27 июня форсировал реку Улла и наступал в направлении населённого пункта Худяково. В решительной атаке гвардии сержант Скиба оказался самым первым, кто достиг немецких окопов, расстрелял из автомата пулемётный расчёт врага, не успевший заменить ленту, и проложил тем самым путь вперёд своему отделению, за которым устремились и все остальные. Командование наградило Александра Кузьмича орденом Славы III степени. Вскоре его нашла ещё и медаль «За оборону Ленинграда» за зимние бои 1942 года.

В 1944 году он был снова ранен, но теперь уже отпуска ему не дали. После госпиталя воевал до конца войны, а потом еще служил до сентября 1945 года, пока не был демобилизован. Только потом отправился домой.

– Когда отец с фронта приехал, нам стало полегче – кормилец вернулся, – вспоминает Вера Александровна. – Папа снова работал на дороге. Мы – его дочери, как стали постарше, помогали ему – и траву пололи на путях, и снег чистили в снежные зимы, и подметали с ним переезд. Мама уставшая приходила с работы, и я старалась хоть как-то подсобить ей по дому – огородом занималась, картошку полола.

Вера Александровна вспоминает, что спать ложились и утром вставали всегда под стук колёс и гудки паровозов – это было привычным делом.

– В нашей казарме жили тринадцать семей железнодорожников, – рассказывает она. – Все жили бедновато, зато дружили меж собой. Вечером, после работы, в летнее время мужики собирались под берёзками. Там соорудили лавочки, пели песни под гармошку, плясали. Когда мы уезжали из казармы, все соседи вышли нас провожать – такие дружные были.

Скиба Александр Кузьмич и на трудовом фронте показал себя с самой лучшей стороны. За высокие производственные показатели он был занесён в Книгу Почёта Калачинской дистанции пути в 1965 году, награждён медалью «Ветеран труда». Его трудовой стаж на одном предприятии составил 45 лет.

И что немаловажно – ветеран вырастил достойную смену. В 1968 году на дорогу пришла работать его дочь – Вера Александровна Скиба (в замужестве Евглевская), ставшая монтёром пути. Её трудовой стаж – 27 лет.

– А потом и сын мой – Евглевский Николай Васильевич стал железнодорожником. Он 31 год отработал оператором дефектоскопной тележки, – с гордостью говорит Вера Александровна. – Династию нашу продолжил внук – Евглевский Олег Николаевич, который стал мастером участка производства Калачинской дистанции пути. Вся наша большая семья всегда относилась и относится к работе с большой ответственностью и самоотдачей. Мы гордимся своей профессией железнодорожника, потому что она для нас стала смыслом жизни!
Олег Таран
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30