20 сентября 2020 01:11

20 сентября 2020 01:11

фото: михаил пермин

Десятка на колёсах

Экспонаты выставочного центра на станции Сеятель способны удивить даже искушённого посетителя

Выставочный центр им. Акулинина на станции Сеятель – второй в стране среди музеев железнодорожной техники и уступает по числу экспонатов – а их более 120 – лишь питерскому. На следующей неделе он станет «героем» очередного выпуска популярного public history видеоблога о Новосибирске Top NSK. Ролик расскажет о десяти самых необычных его экспонатах.
Предлагаем вашему вниманию текстовую расшифровку будущего ролика – топ-10 экспонатов сектора железнодорожной техники.

Итак, десятое место. Его разделили два миниатюрных экспоната, которые встречают посетителей еще перед входом. Справа – макет паровозика Черепановых, первого отечественного паровоза 1834 года. Кстати, вопреки распространённому мифу, самоучки-механики Ефим и Мирон Черепановы были отцом и сыном, а не братьями. Слева – немецкий узкоколейный танк-паровоз «Борзиг» начала 20 века. У него весьма непростая биография. Этот игрушечный на вид, но довольно мощный локомотив работал на лесозаготовках в сибирской тайге под Новокузнецком вплоть до середины 1950-х годов, после чего его попросту забросили. Паровоз увяз в болоте и так и остался бы там, но в начале нового тысячелетия на станции Сеятель решили создать музей. Не зная точного места, железнодорожники прошерстили лес, нашли уникальную для России машину, вытянули паровоз трактором, для чего специально прорубили просеку 18 км длиной, доставили в Новосибирск и отреставрировали.

В народе этот центр на Сеятеле называют «музеем паровозов», хотя паровозов тут всего 12. Один из них – паровоз П36 по прозвищу Генерал, который занимает девятое место топа. Даже сегодня он смотрится весьма футуристично, особенно на старых фото, где он под парами. Кстати, скорость он мог развивать аж до 125 км/ч. Что интересно, паровозы массово использовались на железных дорогах СССР до конца 1970-х. Изначально на всех П36 устанавливались барельефы с профилями Ленина и Сталина. Позже их заменили на гербы СССР, однако на новосибирском экспонате воссоздали изначальный вид паровоза.

Впрочем, не локомотивами едиными – занятных вагонов на Сеятеле также представлено немало. Как вы думаете, для перевозки чего использовалась серая железнодорожная цистерна необычной удлинённой формы? Нефти? Спирта? Вы не поверите – жидкого чугуна. Температура внутри чугуновоза во время перевозки достигает 1300 градусов!

На почтенном седьмом месте – машина-гигант с подходящим ей названием «Таран». Она использовалась для очистки путей от снежных заносов высотой до 2,5 м. «Таран», как ледокол, буквально пробивал дорогу сквозь толщи снега.

Сектор автомобильной ретротехники – это просто-таки музей в музее, мекка для любителей классики автопрома. Тут можно проследить всю эволюцию «Москвичей» и «Запорожцев», оценить необычный колесный трактор ХТЗ 1930-х годов, а еще советские грузовики, автобусы, представительскую «Чайку» и гусеничную спецтехнику для геологов, переделанную из танков.

Пятое место. Санитарные вагоны в Великую Отечественную называли «госпиталями на колёсах» – здесь были оборудованы операционные, где раненым воинам проводили операции и ампутации. Прямо у входа – специальный стол, где обмывали раненых. А рядом со столом – экспозиция медицинских инструментов военного времени.

Еще один уникальный экспонат – тепловоз ТЭП80, занимает четвёртое место нашего рейтинга. 5 октября 1993 года на этом отечественном локомотиве был поставлен мировой рекорд скорости для тепловозов – 271 км/ч. Он не побит до сих пор. Было выпущено всего две таких экспериментальных машины, и одна из них находится на Сеятеле.

«Тройку лучших» открывает мрачный вагон с решётками на окнах. Как нетрудно догадаться, использовался он для перевозки спецконтингента – заключённых и осуждённых. Один вагон вмещал в себя 75 зэков плюс 10 человек персонала.

Сегодня «Сапсан» – символ компании «РЖД». Меж тем, скоростные поезда ЭР200, способные развивать скорость до 200 км/ч, выпускались в СССР еще в 1970-е годы. Один из таких электропоездов, произведённый уже в 1990-е, не так давно пополнил коллекцию выставочного центра. Второе место.

И наконец, лидер рейтинга, жемчужина коллекции выставочного центра – специальный бронированный вагон конца XIX века. У состава по-настоящему дворцовые интерьеры. Снаружи вагон обшит пуленепробиваемыми щитами, а внутри оборудовано электроосвещение.
Александр Матвеев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31