17 января 2021 21:58

17 января 2021 21:58

фото: архив инны бурягиной

След в истории

В Тайгинском подразделении Западно-Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций открыли мемориальную доску Н.А. Лунину

Торжественное открытие памятной доски приурочили к юбилею новатора железнодорожного транспорта, а также Году памяти и славы.
С предложением увековечить память о Герое Социалистического Труда, дважды почётном железнодорожнике и прославленном машинисте Николае Александровиче Лунине выступил коллектив Тайгинского подразделения. Однако в период пандемии коронавируса торжественное мероприятие провели не так широко, как хотелось бы. В открытии мемориальной доски приняли участие начальник Тайгинского подразделения Александр Верхоланцев и преподаватель Игорь Осинцев.

– За 86 лет работы Тайгинское подразделение, ранее оно называлось Тайгинской технической школой, выпустило немало рабочих кадров. Но имя Николая Лунина, выпускника школы паровозных машинистов, красной нитью проходит через историю учебного заведения, поэтому открытие мемориала – важная веха для нас, – прокомментировала Инна Бурягина, заместитель начальника Тайгинского подразделения Западно-Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций.

Задумка разместить на фасаде здания подразделения памятную плиту Николаю Лунину появилась год назад. Все это время тщательно разрабатывался дизайн доски с портретом машиниста, подбирался материал для её изготовления. Идею открытия мемориала поддержал заместитель начальника железной дороги по кадрам и социальным вопросам Александр Теслевич, а также оказал помощь в её реализации.

Комментируя знаменательное событие, председатель совета ветеранов подразделения Владимир Калашников рассказал:

– В своё время работал в стенах Тайгинской технической школы и выступал соавтором книги об истории ее основания и развития. Для написания книги часто обращался к архивам, читал о событиях прошлых лет, об именитых выпускниках школы. Считаю, что на примере Лунина можно и нужно воспитывать молодое поколение железнодорожников.

По инициативе Николая Лунина члены его паровозной бригады решили по-новому организовать работу: все неполадки в паровозе выявлять в процессе работы как можно раньше и устранять их, как правило, собственными силами, без помощи слесарей. Время на ремонт в депо сводилось практически к нулю. Метод эффективной эксплуатации паровозов получил название «лунинский», а в 1941 году Николай Александрович был удостоен высшей профессиональной награды железнодорожного транспорта СССР – знака «Почётному железнодорожнику». Метод Лунина быстро распространился по всей стране, а лунинское движение стало одним из передовых.

В годы войны паровозная бригада Лунина перевезла 5 тысяч тонн оборонных и народно-хозяйственных грузов, сэкономила 854 тысячи тонн угля, сберегла на ремонте паровоза 75 тысяч рублей. В апреле 1942 года за коренное усовершенствование метода эксплуатации паровозов, обеспечившее значительное увеличение суточного пробега и срока службы паровоза, машинисту-новатору Николаю Лунину присвоили Государственную премию. В приказе наркома путей сообщения говорилось: «Лунинский метод, будучи еще в мирное время важнейшим рычагом повышения культуры и организованности в работе транспорта, в условиях войны оказался ценнейшим оборонным резервом».

Полученная премия была передана Николаем Александровичем на строительство детского дома для детей погибших воинов и строительство подводной лодки «Новосибирский комсомолец», часть денег он использовал для покупки 1 тысячи тонн кузбасского угля, который сам доставил в только что освобождённый Сталинград. Имя Николая Лунина золотыми буквами вписано в историю магистрали.
Наталья Кулакова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31