09 августа 2020 14:43

09 августа 2020 14:43

фото: архив редакции

Дважды главный

Почётный железнодорожник Виктор Ващенко – целая эпоха в истории «Транссиба». Из 100 лет истории издания без малого 30 так или иначе связаны с его именем. Многолетний главный редактор дорожной газеты многое сделал для её становления и популяризации – на этом фундаменте до сих пор стоит нынешняя редакция. И вот, это имя вновь в «Транссибе» – на этот раз в качестве героя интервью.
– Виктор Афанасьевич, в каком году на полосе «Транссиба» появилась ваша первая публикация?

– В 1972-м. Должность штатного корреспондента газеты Западно-Сибирской железной дороги для меня стала безусловным ростом – до этого я работал в многотиражке Новосибирского завода имени Ефремова.

Только это был ещё не «Транссиб», а «Западносибирский железнодорожник» – старожилы помнят, что именно так раньше называлась дорожная газета. К слову, новое имя изданию дал я.

– Не будем забегать вперёд. Слышал, что на пост главреда «Западносибирского железнодорожника» вас назначали дважды – в 1984-м и 1991-м. Куда уходили?

– В 1986 году мне предложили должность собственного корреспондента газеты «Гудок», и я решил себя попробовать в этой роли. Я был единственным на сети собкором по двум дорогам – Западно-Сибирской и Кемеровской. Задержался здесь на 6 лет.

Работа собкора «Гудка» – хоть и сложная, но интересная. Порой я невольно тиражировал новаторские идеи тех или иных предприятий. Скажем, в пассажирском вагонном депо Новосибирск как-то увидел, как женщины катают «колбаски» из пластилина, чтобы заклеивать окна в поездах на зиму. В новокузнецком же депо для тех же целей использовали промышленные мясорубки. Я сообщил об увиденном руководителю депо Новосибирск, и вскоре там также ушёл в прошлое ручной труд. Аналогично вышло с мётлами – начальнику одного из предприятий посоветовал вместо ивовых прутьев использовать для изготовления мётел пластик от снегоуборочных машин.

Выезжал на место ужасной трагедии под Уфой, когда скопившийся из-за трещины газопровода газ сдетонировал в момент встречного прохождения двух наших пассажирских поездов Новосибирск – Адлер и Адлер – Новосибирск. А затем я не дал разойтись по карманам недобросовестных товарищей деньгам, которые выделяли для помощи пострадавшим.

В начале 1990-х всеобщая разруха не обошла и дорожную газету – редакция, прямо скажем, разваливалась. По просьбе тогдашнего руководителя магистрали Александра Бородача и дорпрофсожа я вновь возглавил издание.

– В 1992 году тираж газеты составлял 10 тыс. экземпляров, в 2000-м – почти 100 тыс. Как вам удалось добиться десятикратного роста?

– Я понял, что газета должна пойти навстречу читателям, то есть коллективам предприятий и служб. Что железнодорожнику интереснее всего читать? То, что пишут про его хозяйство, подразделение. Совместно с руководством магистрали мы стали выстраивать систему, согласно которой в каждой службе назначили работника, отвечающего за сотрудничество с нашей редакцией. Раз в месяц мы собирались с ними на совещание, обсуждали взаимодействие, а нерадивых в то время главный инженер железной дороги Аркадий Андреев призывал к ответу.

Появились новые рубрики, полюбившиеся читателям: детская газетка «Паровозик», рекомендации грузоотправителям, советы дачникам, рассказы о русском языке, экологии… Писали не только сами – приглашали экспертов.

Встречались с коллективами на местах, информировали железнодорожников об издании, о переменах в нём.

Немаловажны были и условия труда для самой редакции. Я ввёл систему поощрений, благодаря которой те, кто работал хорошо, и зарабатывать стали весьма неплохо. «Западносибирский железнодорожник» стал, насколько я знаю, первым изданием как в Новосибирске, так и среди дорожных газет сети, где все работники пересели за компьютеры, вся допечатная подготовка стала компьютеризированной и осуществлялась непосредственно в редакции. Большую помощь в этом оказал всё тот же Аркадий Андреев.

Мы отказались от услуг не только наборщика, но и от корректора – я всегда считал, что журналист сам должен писать грамотно. У каждого корреспондента на столе теперь лежал орфографический словарь.

– Так когда же у газеты появилось новое наименование?

– Сразу после объединения двух дорог – Западно-Сибирской и Кемеровской. Я предложил начальнику объединённой магистрали Владимиру Старостенко отказаться от длинного «Западносибирский железнодорожник» и утвердить более масштабное «Транссиб».

– А как завязалось сотрудничество с английским изданием?

– Как-то раз, было это в середине 1990-х годов, в редакцию поступил звонок из… Лондона. Оказалось, в английской железнодорожной газете «Railnews» знали о «Западносибирском железнодорожнике». Более того, просили разрешения перепечатывать наши публикации. С тех пор мы стали работать «по бартеру»: они публиковали у себя наши статьи, мы у себя – их, в специальной рубрике. Заглядывали в нашу редакцию и американцы, и японцы.

Кстати, мало кто знает, что при «Западносибирском железнодорожнике» было создано первое новосибирское представительство газеты «Аргументы и факты». Тексты для первых «АиФ-на-Оби» писали наши корреспонденты-железнодорожники. Но из-за юридических и других моментов через два года пришлось расторгнуть договор с «Аргументами».

– Часто вспоминаете о коллективе, об отдельных работниках?

– Конечно. Много фамилий приходит на ум – при ком-то я начинал, кого-то сам подтянул в коллектив. Курков, Падерин, Григерман, Медный, Фефелов… Наш корреспондент Геннадий Абрамович Котелевский ранее трудился собственным корреспондентом «Комсомолки». Собкор по Алтайскому отделению дороги Иван Фёдорович Метальников обладал особым чувством юмора и даже публиковался в «Крокодиле».

В редакции существовала «Летопись большого зуба» – большая «амбарная книга», куда каждый работник мог написать всё, что он думает о коллективе и об отдельных коллегах. В творческом воплощении, конечно. Ребята обменивались эпиграммами, шаржами, сатирическими стишками. Помню, там была вырвана страничка и подписано: «Сорвано железной рукой Медного».
Беседовал Александр Матвеев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30