17 мая 2021 19:10

17 мая 2021 19:10

фото: михаил пермин

На переезде – без шуток

Корреспондент «Транссиба» узнал, почему дежурные по переезду всегда приветствуют машинистов взмахом руки, и что нужно делать, если в зоне движения поездов застрял автомобиль

В Международный день привлечения внимания к безопасности на железнодорожных переездах, 11 июня, Западно-Сибирская железная дорога провела акцию «Дежурный по переезду – испытано на себе». Её участниками стали журналисты региональных средств массовой информации.
В рамках профилактического мероприятия корреспондент газеты «Транссиб» отправился на Бетонный переезд Новосибирска, где на один час стал работником железнодорожного транспорта.

День, посвящённый привлечению внимания к безопасности на железнодорожных переездах, ежегодно сопровождается многочисленными мероприятиями, что призывают автомобилистов и пешеходов к бдительности в местах пересечения автомобильных и железных дорог. Правда, оценить дисциплину водителей в полной мере удалось, лишь примерив на себя роль тех, для кого обеспечение безопасности является ежедневным трудом.

На переезде новоиспечённого железнодорожника встречают главный инженер Новосибирской дистанции пути Дмитрий Корниенко и дежурный по переезду Татьяна Аверина, которая на время проведения акции берёт на себя роль наставника и знакомит корреспондента «Транссиба» со всеми нюансами своей профессии.

Уже через пару минут журналиста снабжают необходимым обмундированием дежурного: сигнальным жилетом, защитными очками, оберегающими от попадания в глаза пыли и частиц груза, и сумкой. Как выясняется позже, в последней находится банка с петардами, которые устанавливаются на рельсы в случае отсутствия заградительной сигнализации или её неисправности. Таким образом машинист локомотива узнаёт об имеющемся впереди препятствии на пути. Получает журналист и рожок, который служит звуковым сигналом, предупреждая работников железнодорожного транспорта о приближающемся составе. От солнечного света на шее дежурного блестит свисток – эта вещь индивидуальная и используется для привлечения внимания участников дорожного движения.

Осмотрев себя с ног до головы, корреспондент «Транссиба» приступает к инструктажу. С удивлением он узнаёт о ряде необходимых работ, которые осуществляются каждый раз перед принятием смены. Помимо визуального осмотра, на переезде осуществляются замеры планки нижнего габарита и заградительных плит специальным шаблоном. Все данные фиксируются в журнале приёма и сдачи смены. Не менее важная часть подготовки к рабочему дню – это проверка связи с машинистом по рации. Эта связь играет ключевую роль при чрезвычайных ситуациях. Информация полезная, однако не терпится приступить к практической части.

Громкий свисток оповещает о приближении очередного поезда, и дежурный по переезду торопится на «палубу», зарешёченное пространство с пультом управления, придерживая жёлтый свёрнутый флаг. Татьяна Аверина приветствует машинистов, показывая ладонь правой руки, и сразу поясняет:

– Такой жест и визуальный контакт с машинистом говорит о том, что всё в порядке.

Свёрнутый флаг жёлтого цвета сигнализирует, что впереди нет преград, поезд может ехать с установленной скоростью. Жёлтый развёрнутый флаг – передвижение с ограничением скорости, которую устанавливает дежурный по станции. Красный флаг используется при чрезвычайных ситуациях. А в тёмное время суток на смену им приходит фонарь с соответствующими цветами стекла.

– Ещё одним оповещающим сигналом служит красный свет светофора, который дежурный включает в случае дорожно-транспортного происшествия или развала груза в зоне движения поезда. В этот момент наша задача заключается в том, чтобы по радиосвязи сообщить о сложившейся ситуации машинистам приближающихся локомотивов и дежурному по станции. Конечно, приходится приложить и свои силы, чтобы как можно быстрее освободить пути, – добавляет Татьяна Аверина.

Не прошло и пяти минут, как проезд автомобилям блокируют опустившийся шлагбаум и заградительные плиты. Пересечь пути не успел водитель «ГАЗели», которого система безопасности застала врасплох. За движением транспорта внимательно следят, поэтому без труда нажав кнопку на пульте управления, дежурный  по переезду придерживает одну из плит, позволяя автомобилю покинуть опасную зону. В эту же секунду между ограждениями ловко маневрирует мотоциклист, а вскоре, прибавив скорости, скрывается из виду. Думал ли он, что в скором времени станет обладателем «письма счастья» из Госавтоинспекции, остаётся только догадываться. Злостного нарушителя уже зафиксировали камеры видеонаблюдения, что установлены на здании переездного поста. Позже эти записи будут переданы в ГИБДД. Однако, будто перестраховываясь, дежурный по переезду помечает номер транспортного средства на бумаге.

– Бетонный переезд является самым сложным переездом Новосибирской дистанции пути как по пропускной способности, так и по длине. В течение дня его пересекают порядка 100 поездов и более 10 тыс. машин, – подчёркивает Дмитрий Корниенко.

Большой поток автомобилистов объясняется тем, что переезд расположен на дороге к выезду из города. Однако не только водители порой нарушают правила дорожного движения – «лихачат» и пешеходы, ведь недалеко расположена автобусная остановка. Сознательных граждан немало. Увидев приближающийся поезд, а тем более услышав звуковую сигнализацию, они останавливаются и терпеливо ждут, когда проедут вагоны. Однако некоторые мамы с детьми и подростки спешат перейти опасную зону чуть ли не в шаге от грузового состава. Поразительная беспечность и наивность. Будто не слышат тревожные сигналы железнодорожников и некоторые взрослые мужчины, перебирающиеся над механизмом сцепления между вагонами грузового поезда, что преградил им путь. Это всего лишь маневровая операция, через пару минут состав покинет переезд. Но и эти несколько минут люди не желают подождать, подвергая свои жизни большой опасности. На замечания дежурного по переезду реагируют молча, однако после в глазах граждан замечаешь растерянность. Кажется, только сейчас к ним пришло понимание, что на этот раз из смертельной игры им повезло выйти живыми.
Наталья Кулакова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31