25 января 2021 11:22

25 января 2021 11:22

фото: архив галины григорьевой

Лента из прошлого

Потомственная железнодорожница «обнаружила» своего отца в документальном фильме 1941 года. Эта кинохроника посвящена бригаде и личности знаменитого машиниста паровоза Николая Лунина.
Заместитель председателя межрегионального координационного совета ветеранов Западно-Сибирской железной дороги Галина Григорьева рассказала, что её отец Владимир Иванович Сливаков попал в лунинскую бригаду по воле случая.

– Отслужив в армии, в 1939 году отец приехал в Новосибирск. Ещё до службы он стал помощником машиниста, поэтому пришёл в паровозное депо Новосибирск устраиваться на работу. Он беседовал с кадровиком, когда в комнату вошёл Николай Лунин. Они не были знакомы, – говорит Галина Владимировна. – Лунин сообщил, что бригада почти сформирована, осталось подобрать одного кочегара. В ответ кадровик указал на новенького. «Кочегаром ко мне пойдёшь?» – спросил машинист, и отец согласился.

Многие годы работница магистрали хранила и  передавала молодому поколению воспоминания своего отца о работе на железной дороге. Основываясь на рассказах отца, она убеждена, что Николай Лунин стал подлинным героем своего времени. Собирая информацию о лунинской бригаде, Галина Владимировна отыскала подшивку газеты «Железнодорожник Кузбасса». В номере за 1941 год с удивлением увидела небольшую фотографию, на которой узнала знакомые лица. «Ой, папа!», – воскликнула она от неожиданности. Оказалось, что на полосе поместили кадр из документального фильма «Машинист Лунин», съёмка которого завершилась непосредственно перед началом Великой Отечественной войны. Отыскать ленту и заполучить её копию удалось в Российском государственном архиве кинофотодокументов в Красногорске.

– Помню, мы с мамой смотрели хронику и обе плакали, – вспоминает железнодорожница. – В этом фильме показали вокзал в Новосибирске, городские виды. Вот по путям со стороны Владимировской улицы идут машинист Николай Лунин, его помощник Николай Цибизов, кочегар Владимир Сливаков – шагают с «шарманками» в руках. Показали, как они вместе делают ремонт паровоза. На следующих кадрах вся команда уже сидит в гостях у своего бригадира, рассматривает чертежи и графики. Оператор запечатлел, как Николай Александрович занимается в библиотеке, изучает в лаборатории состав воды из котла паровоза. Кстати, по рассказам отца, знаменитый машинист всегда уделял своему образованию большое внимание и стремился узнать что-то новое.

Документалисты также изобразили исторический момент, когда на станции Болотная Лунина вызывают к телефону и сообщают, что в качестве награды за выдающиеся трудовые успехи его бригаде передадут в эксплуатацию юбилейный
3000-й паровоз серии ФД, выпущенный Ворошиловградским (Луганским) паровозостроительным заводом. В феврале 1941 года бригада отправилась за своим «железным конём». Они ехали в поезде как обычные пассажиры. Хроника рассказывает, как заводчане передали сибирякам «трёхтысячник», и на обратном пути «лунинцы» вели его сами. На станции Люблино Московской железной дороги они встретились с наркомом Лазарем Кагановичем и во время беседы пообещали сохранить паровоз в отличном техническом состоянии.

– Нарком вручил всей бригаде билеты в Большой театр на балет. К сожалению, папа не мог припомнить, какой именно был спектакль. Но в нашей семье появилась традиция: каждый год 2 мая мы всей семьёй ходим в Новосибирский театр оперы и балета, – отметила Галина Григорьева. – А 13 марта 1941 года в Новосибирске впервые раздался гудок юбилейного голубого красавца – паровоза ФД 21-3000.
Дарья Доротова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31