10 мая 2021 21:21

10 мая 2021 21:21

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: михаил пермин

Как улучшить пневмопочту

Инские железнодорожники автоматизировали процесс управления газодувными агрегатами

Проявив хозяйственную смекалку и инженерный подход, специалисты Инской дистанции сигнализации, централизации и блокировки смогли модернизировать средство коммуникации и при этом добиться экономического эффекта на сумму свыше полумиллиона рублей.
При всей своей «винтажности» пневмопочта остаётся эффективным средством доставки бумажной корреспонденции. Применяется она и на железнодорожной станции Инская.

– Однако при анализе процесса доставки документов было выявлено, что этот процесс построен не оптимально, – сообщил главный инженер дистанции Виктор Борисов.

Он рассказал, что после прибытия на станцию железнодорожного состава для его расформирования перевозочные документы необходимо передать в техническую контору для обработки. Для этого сотрудники станции Инская получают у машиниста документы и производят их отправку: бумаги укладываются в пневмопатрон, он помещается в приёмо-отправочную камеру. Оператор нажимает кнопку пуска газодувного агрегата, начинающего выработку сжатого воздуха, и тот, в свою очередь, приводит в движение пневмопатрон.

– Время работы газодувного агрегата составляет 10 минут, что обусловлено техническими решениями, – пояснил Виктор Борисов. – Но это не всегда оптимально, поскольку практически каждый сеанс отправки документов индивидуален из-за того, что 4 приёмо-отправочных пункта находятся в разных парках и на различном расстоянии от технической конторы. К тому же постоянно происходит отправка разного количества пневмопатронов, вследствие чего каждый раз необходимое время работы газодувного агрегата различно.

По словам главного инженера дистанции, излишнее время работы газодувных агрегатов влечёт за собой повышенное потребление электроэнергии, и также износ деталей, вследствие чего повышается частота технического обслуживания и увеличиваются затраты материалов. В цифрах это выглядит так: затраты на электроэнергию для 8 газодувных агрегатов составляли 924 тыс. руб. в год. Кроме того, ещё более полумиллиона рублей расходуется на смазку для подшипников и замену масла. Итоговая сумма затрат составляла 1,47 млн руб.

Рабочей группой предприятия был разработан проект бережливого производства «Модернизация пневмопочты». Смысл его в том, чтобы включать агрегаты только на необходимое время, исключая таким образом излишнюю наработку, когда пневмопатрон уже пришёл в пункт приёма.

– В каждом пункте приёма-передачи пневмопатронов мы смонтировали блок управления, который добавили в цепь включения газодувного агрегата, – пояснил ведущий электроник Инской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Михаил Гуржеев. – Теперь при поступлении пневмопатрона в пункт приёма раньше истечения времени работы агрегата, то есть 10 минут, блок его автоматически отключает.

Михаил Гуржеев рассказал, что блок управления был создан из электронных компонентов, широко доступных на рынке. Так, микроконтроллер постоянно мониторит подключённые датчики и выполнение логических зависимостей на базе программного обеспечения собственной разработки. Датчик вибрации фиксирует поступление пневмопатрона в приёмо-отправочную камеру. Твёрдотельное реле коммутирует силовые цепи включения газодувного агрегата.

– На программном уровне мы реализовали важный функционал контроля за собственной работой и работой газодувных агрегатов, – подчеркнул ведущий электроник. – Если блок управления выйдет из строя или будет зафиксирован алгоритм его работы, отличный от заданного, произойдёт оповещение дежурного персонала для выявления проблемы и принятия мер для восстановления работоспособности.

Также в помещении, по соседству с операторами, дополнительно было смонтировано табло, на котором изображены буквы – названия парков (А, Б, Д и З). Когда поступает патрон, загорается соответствующая буква. Оператор, получив таким образом из определённого парка информацию о приходе патрона, изымает его и отключает индикацию вручную, переводя в режим ожидания.

Михаил Гуржеев также отметил, что при некорректной работе контроллера возможен быстрый переход на систему ручного управления включением. Однако за время опытной эксплуатации таких ситуаций не было.

Внедрённая новация позволила сократить время работы газодувных агрегатов с 10 до 7 минут. Эти 3 минуты разницы дают серьёзную экономию на затраты на электроэнергию и смазочные материалы. Экономический эффект от проекта улучшения превысил 515 тыс. руб.
Олег Таран
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31