15 мая 2021 17:16

15 мая 2021 17:16

фото: аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов

Не лозунг одного дня

Создание ревизорского аппарата по безопасности движения поездов на железных дорогах страны – это требование времени

На железной дороге постоянно совершенствуется система организации профилактической работы по обеспечению безопасности движения, обучению и повышению квалификации кадров, укреплению технологической и трудовой дисциплины. Одним из организующих звеньев в этой системе является институт ревизорского аппарата по безопасности движения поездов. Создание ревизорского аппарата – это требование времени.
А как всё начиналось? Через полгода после открытия Царскосельской железной дороги, 21 мая 1838 года, произошло первое железнодорожное крушение. Не доезжая станции Царское Село, в поезде из 21 вагона, 16 из которых были заполнены пассажирами, а в 5 ехали служащие железной дороги, сошли с рельсов 5 вагонов. Причиной стала лопнувшая перемычка (буфер) у первого вагона. Находившиеся нём управляющий железной дорогой и обер-кондуктор погибли. 24 декабря 1875 года стал днём самого крупного по числу жертв крушения в России XIX века – на Тилигульской насыпи Одесской железной дороги пострадали 120 человек, в том числе 66 человек погибли от травм и огня. Крушение произошло из-за отсутствия на пути рельсов, которые были сняты для замены и не уложены вовремя. 17 октября 1888 года произошло крушение императорского поезда в семи верстах от станции Борки. Обстановка с безопасностью движения обострялась с каждым десятилетием и требовала кардинальных решений.

Через год после революционных событий в стране, 10 октября 1918 года народным комиссаром путей сообщения был издан Декрет об учреждении Высшей железнодорожной инспекции, которая непосредственно подчинялась наркому. На инспекцию был возложен надзор за исполнением всех распоряжений НКПС, касающихся эксплуатационной, технической и хозяйственно-финансовой частей железнодорожного дела. А также – для инспекторско-ревизионного обследования железных дорог, инструктирования на местах ответственных железнодорожников новым приёмам эксплуатационного и технического дела, надзора за перевозками, ведения отчётности и производства расследований особо серьёзных и значительных происшествий.

В годы восстановительного периода и предвоенных пятилеток вопросам безопасности движения поездов на железных дорогах уделялось значительное внимание. В 1921 году утверждены первые после революции «Правила технической эксплуатации железных дорог, открытых для общего пользования». Вышли приказы НКПС о порядке инструктирования работников, связанных с движением поездов и маневровой работой, о медицинских обследованиях бригад перед отправлением поездов, о форменной одежде.

В середине 1930-х годов состояние безопасности движения ухудшилось. В 1934 году было разбито и повреждено 6832 паровоза и 65304 вагона. Такое положение вынудило НКПС издать специальный приказ № 18 от 19 марта 1935 года «О борьбе с крушениями и авариями». В приказе отмечалось, что в 1934 году произошло свыше 61 тыс. аварий и крушений, погибли сотни людей и тысячи ранены, материальные убытки составили 60 млн руб. Уменьшению количества происшествий способствовало введение в 1936 году новых «Правил технической эксплуатации железных дорог, открытых для общего пользования» и инструкций по сигнализации и движению поездов.

История ревизорского аппарата началась 17 мая 1937 года, со дня выхода приказа Народного комиссариата путей сообщения № 103/Ц «О ревизорах НКПС по безопасности движения». У работников аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов это второй, после Дня железнодорожника, профессиональный праздник.

День издания этого приказа является днём образования ревизорского аппарата по безопасности движения. Впервые эта организация получила такой высокий статус. Основными обязанностями ревизора по безопасности движения были борьба за ликвидацию крушений и аварий, за обеспечение безаварийной работы, за выполнение ПТЭ железных дорог, всех приказов и распоряжений. А также выявление причин повторяющихся крушений и принятие мер к их устранению, проверка содержания всех сооружений, подвижного состава и оборудования железнодорожного транспорта. Проверка соответствия работников, связанных с движением поездов, требованиям, предъявляемых к ним по политической выдержанности, деловой пригодности, по знанию ПТЭ и служебных инструкций.

Обеспечение безопасности движения поездов – это не лозунг одного дня, а постоянная и кропотливая работа, требующая максимальной отдачи на всех уровнях – от рядовых исполнителей до руководителей высокого ранга.

За 83 года существования ревизорского аппарата структура его постоянно совершенствовалась, изменялась в соответствии с веяниями времени. В наше время трудно представить, что за обеспечение безопасности движения необходимо было бороться. Сегодня эту работу в аппарате главного ревизора по безопасности движения поездов организуют и контролируют.
Екатерина Шамина, инженер отдела технического анализа аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31