21 января 2021 01:01

21 января 2021 01:01

фото: архив редакции

Дорога к жизни

Сбежав из фашистского плена, советский офицер стал одним из руководителей партизанского отряда в Бельгии

О фронтовике Михаиле Иосифовиче Ольшевском мне, тогда корреспонденту газеты «Транссиб», в начале 2000-х годов рассказал председатель совета ветеранов Новосибирской дистанции электроснабжения Олег Макаров. «Очень интересный и неординарный человек, – охарактеризовал товарища ветеранский лидер. – Знаком с ним более полувека. Свела нас общая профессия, которая сейчас называется электроснабженец железных дорог».
«Встретились мы Михаилом Ольшевским, когда он был начальником района контактной сети на станции Коченёво. А до этого, после учёбы в Омском техникуме железнодорожного транспорта, он уже поработал в энергоучастке на станции Усяты (нынешний Прокопьевск). Был электромонтёром, бригадиром, мастером дистанции контактной сети. Опыт наработал хороший. А такие специалисты тогда были на вес золота. Вот их и «бросали в прорывы», которых тогда было предостаточно – шла электрификация Транссибирской магистрали», – вспоминал в начале двухтысячных председатель совета ветеранов.

Так и оказался Ольшевский в Коченёве, где успешно работал, руководил коллективом. Потом его перевели на такую же должность на станцию Мошково. В качестве начальника района контактной сети Михаил Иосифович здесь проработал более 20 лет, до 1981 года, когда пришла пора уходить на заслуженный отдых.

Провожали его на пенсию, конечно, с сожалением: он для коллектива был воистину отцом родным, десяткам молодых тружеников дал путёвку в жизнь – научил и профессии, и житейскому уму-разуму. В трудовой книжке у него к тому времени было более 70 записей о различных поощрениях и знаках отличия. Среди последних, которым он особенно дорожил, – знак «Почётный железнодорожник».

«На проводах много было сказано тёплых слов об этом Мастере – именно так, с большой буквы. Только вот о его биографии, предшествовавшей трудовой, было известно не всем», – отмечал Олег Макаров.

А жизнь у Михаила Иосифовича к концу 30-х годов прошлого века складывалась так. После школы поступил в Омский сельскохозяйственный институт, хотел посвятить себя крестьянскому труду. Но уже через месяц Ольшевского перевели в Томское артиллерийское училище. Как раз к началу Великой Отечественной его окончил. И встретил войну командиром взвода артиллерийского полка на Бобруйском направлении. 14 июля 1941 года был ранен и отправлен в госпиталь, откуда уже в конце августа буквально сбежал. К себе, в родной полк. Был назначен командиром взвода разведки. В этом качестве и защищал подступы к Туле.

В 1942 году Михаил Иосифович был уже командиром штабной батареи, старшим лейтенантом, воевал на Волховском направлении. Бои там были трудные. Его часть попала в окружение, из которого начала прорыв. 27 июня в ожесточённом сражении Ольшевского снова ранило. Когда очнулся, увидел, что находится в плену.

«Тут и начались его мытарства и мучения по концлагерям – под Гатчиной, Таной (Эстония), Каунасом (Литва), затем под Дрезденом, это уже Германия. А потом оказался в угольных шахтах под городом Швартберг, аж в Бельгии. Везде было несладко, но путь из этих шахт был один – на тот свет. С этим он и его товарищи по беде мириться не захотели, всё присматривались, как бы сбежать», – рассказывал ветеранский лидер.

«Дорогу» нашли одну-единственную: это была труба, через которую вместе с водой откачивался на поверхность добытый уголёк. Туда, в эту трубу, 11 июня 1943 года и «нырнули» военнопленные во главе с Ольховским. Не зная, где вынырнут, и вынырнут ли вообще.

Повезло! Мало того, что вынырнули, так ещё попали сразу к бельгийскому крестьянину-антифашисту. Тот свёл их с бельгийскими партизанами, где уже были сбежавшие из плена советские солдаты.

Когда таких «накопилось» порядка 250 человек, была создана в бельгийской провинции Лимбург русская партизанская бригада, которая выполняла самые сложные и рискованные задания. А на Михаиле Ольшевском лежала особая ответственность – он был вторым помощником командира бригады. Войну это партизанское подразделение закончило тем, что охраняло пленных фашистов.

В 1945 году Ольшевский отправился домой. Так ему думалось и мечталось. Но Родина встретила их, бывших военнопленных, не очень-то приветливо, тоже, по существу, лагерем, где шли и шли, казалось, бесконечные проверки. Долго ещё потом Михаилу Иосифовичу «аукался» его плен. Но он не сломился, веру в себя и людей не потерял.

В 1946 году Ольшевский поступил, как уже упоминалось, в Омский техникум железнодорожного транспорта. Специальность выбрал перспективную, тогда только открывшуюся – «техник-электрик электрических железных дорог». Окончив техникум, уверенно зашагал по жизни. Со своим особым её пониманием и подходом, где мерилом были человечность, честность и трудолюбие. Эти качества он привил своим детям и внукам, своим последователям по профессии. Потому ему в 2000 году было присвоено звание «Почётный ветеран Западно-Сибирской железной дороги».
Максим Михайлов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31