23 января 2021 13:50

23 января 2021 13:50

фото: архив алексея миховского

«Нельзя забывать о подвигах наших прадедов»

Фронтовой водитель Александр Бусловский не раз попадал под ураганный обстрел фашистской артиллерии, за его автомобилем охотились гитлеровские штурмовики. Но он неизменно доставлял своего высокопоставленного пассажира к месту назначения. О своём прадедушке рассказывает заместитель начальника Кулундинской дистанции инфраструктуры по кадрам и социальным вопросам Алексей Миховский.
– О своём прадедушке могу рассказать только со слов моей мамы – Миховской Ирины Владимировны, – говорит Алексей Викторович. – Застать прадеда живым мне не посчастливилось.

Александр Ильич Бусловский родился 11 мая 1911 года в селе Красный Яр Новосибирской области. Здесь он вырос, встретил свою любовь, женился. В 1936 году с супругой Натальей и годовалой дочерью Валентиной переехали в город Бердск, где уже основательно обосновались.

Тогда была очень востребована профессия водителя, и Бусловского направили на ускоренные курсы шоферов, которые располагались на базе Бердского аэродрома. Кроме искусства вождения, он в совершенстве освоил и навыки ремонта автомобиля, так как в то время водитель чаще всего был заодно и техником, и механиком для своей машины.

Когда началась Великая Отечественная война, Александра Ильича призвали в армию. Жена с дочерью провожали, плакали, просили беречь себя. Супруга подарила любимому освящённый в церкви образок, просила носить его и не снимать ни в коем случае. Молилась за него всю войну. Сибиряк очень скоро оценил подарок жены.

– Поднимаемся в атаку, – рассказывал он родным в послевоенные годы, – идём вперёд. Пули кругом свистят. Смотрю, справа наши убитые солдаты падают, потом слева, а я – живой! И потом из стольких переделок выбирался. Спасал меня образок-то.

А потом погиб водитель одного из командиров, и стали в пехоте искать хорошего шофёра. Порекомендовали Бусловского, так он и сменил воинскую специальность. К сожалению, Александр Ильич никогда не распространялся о том, кого он возил на фронте. Возможно, нельзя было об этом говорить, а может, не хотел хвастаться своим именитым начальником. С одной стороны, служба у него теперь стала спокойнее, с другой – опасностей и здесь хватало. Во-первых, водителю приходилось отвечать за жизнь командира, которого он возил, а во-вторых, за легковой машиной рьяно охотились вражеские самолёты.

Однажды они со своим командиром попали под очень сильную бомбёжку.

– Кручусь, кручусь по дороге, уворачиваюсь от взрывов, – рассказывал Александр Ильич. – Тут рядом как бабахнуло, и мы подлетаем в воздух и переворачиваемся. Ну, думаю, всё… А машина аккуратно упала на колёса. Мы с командиром переглянулись. Я повернул ключ зажигания – двигатель завёлся. И мы поехали дальше.

Служил рядовой Бусловский в составе войск 3-го Украинского фронта. Освободили свою землю, прошли Румынию, Австрию…

– Заходили мы с солдатами в старинные замки, – вспоминал фронтовик. – Командующий строго-настрого запрещал нам что-либо ломать-рушить в тех замках. Необходимо было сохранить красоту древних сооружений и внутреннее убранство. Для нас, солдат из далёкой Сибири, это была неописуемая красота.

Домой рядовой Бусловский вернулся только в 1947 году. Два года после Великой Победы воинская часть, где он служил, перегоняла ленд-лизовские автомобили в Иран. Там их забирали союзники, так как по условиям поставок советская сторона должна была после победы вернуть ту технику, которая осталась в строю и не была полностью оплачена. Уже тогда пошёл холодок в отношениях между вчерашними союзниками. Нашим солдатам было неприятно видеть, что американцы у них на глазах уничтожают ненужные им автомобили только потому, что возвращать их в США было невыгодно.

Как рассказывает Алексей Миховский, в послевоенные годы его прадедушка занимался обработкой древесины, был, как говорили тогда, краснодеревщиком: умел «морить» дерево, покрывал его лаком, придавая изделию различные оттенки. Изготавливал мебель на заказ. Когда в 1959 году в Бердске открыли электромеханический завод, Александр Ильич устроился туда на работу и трудился в одном из цехов  до самой пенсии.

– В нашей семье мы вспоминаем моего прадеда и в День Победы, и в другие праздничные дни, – говорит Алексей Викторович. – И это правильно, ведь наши ветераны сделали всё, чтобы их дети, внуки и правнуки не узнали, что такое война. Они победили страшного, сильного врага и восстановили разрушенную страну. Нам нельзя забывать их подвиги.
Олег Таран
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31