20 января 2021 10:47

20 января 2021 10:47

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: входнинская дистанция электроснабжения

Вместо модуля заменили транзисторы

Методика восстановления работоспособного состояния модулей выпрямителя, преобразователей и стабилизаторов системы телемеханики МСТ-95, внедрённая во Входнинской дистанции электроснабжения в конце прошлого года, не только экономически эффективна, но и позволяет в кратчайшие сроки отремонтировать неисправный элемент блока питания.
Аппаратура микроэлектронной системы телемеханики МСТ-95 предназначена для управления объектами электроснабжения электрифицированных железных дорог с энергодиспетчерских пунктов и передачи информации об их состоянии на диспетчерский пункт. Система обеспечивает как управление объектами электроснабжения железных дорог, так и возможность выполнения дополнительных функций, например, технический учёт расхода электроэнергии, диагностику оборудования, анализ аварийных ситуаций. При этом основные задачи – передача команд телеуправления, приём телесигналов и телеизмерений решаются непосредственно самой системой, а дополнительные – путем применения совместимых с ней аппаратных и программных средств.

– В процессе эксплуатации оборудование системы телемеханики МСТ-95 подвержено воздействию атмосферных и коммутационных перенапряжений, которые неблагоприятно сказываются на модулях питания DC2х12+5 и модулях выпрямителя 220/27, – рассказал «Транссибу» начальник техотдела Входнинской дистанции электроснабжения Дмитрий Суворов. – Так, в период грозовой активности в течение 2019 года под воздействием перенапряжений неисправности возникли в шести стойках системы телемеханики МСТ-95.

Соответственно, вышедшие из строя и не находившиеся на гарантии модули необходимо было менять. В течение прошлого года затраты на их приобретение составили около 90 тыс. руб. Плюс на поставку оборудования требуется какое-то время.

На предприятии творчески подошли к решению проблемы, создали оперативную рабочую группу и разработали проект бережливого производства.

О сути проекта улучшения «Транссибу» рассказал руководитель оперативной рабочей группы, главный инженер дистанции Антон Пичугин:

– Благодаря многолетнему опыту эксплуатации указанных модулей выявлена характерная закономерность – в модуле питания DC2х12+5, как правило, из строя выходит транзистор типа F530NS, а в модуле выпрямителя 220/27 – транзистор типа VT1 и диод Шоттки VD6. Для экономии эксплуатационных расходов предприятия на покупку оборудования и запасных частей наши сотрудники разработали метод восстановления работоспособного состояния модулей путем замены не модулей целиком, а лишь вышедших из строя транзисторов и диодов.

Для этого у модуля питания и модуля выпрямителя снимают крышку корпуса и аккуратно, не повреждая электрическую плату, удаляют герметизирующий слой, предварительно нагрев его строительным феном. Затем меняют транзисторы и диод и выполняют сборку корпуса модулей в обратном порядке.

Входнинские энергетики пошли дальше. На практике они выявили недостаток применяемых в модулях питания диодов типа TVS 1,5KE75CA, связанный со слабой защищённостью от возникающих амплитудных перенапряжений. Этот недостаток ликвидируется путём установки защитного диода TVS SA33A.

– Применение этого диода, учитывая его высокие характеристики, позволяет повысить надёжность работы стойки телемеханики МСТ-95, – отметил Антон Александрович.

С внедрением проекта улучшения затраты на приобретение электроматериалов для ремонта модуля питания и модуля выпрямителя снизились на два порядка. Теперь для того, чтобы привести те же шесть стоек телемеханики МСТ-95 в рабочее состояние, необходимо потратить всего 2 тыс. руб. Да и трудозатраты обслуживающего персонала стали ниже.

– Данная методика восстановления модулей питания DC2х12+5 и модулей выпрямителя 220/27 системы телемеханики МСТ-95 зарекомендовала себя с положительной стороны, а её применение позволяет в кратчайшие сроки отремонтировать неисправный элемент блока питания. Кроме того, благодаря небольшой величине затрат на приобретение запасных электроматериалов в целом снижаются эксплуатационные расходы предприятия, – резюмировал главный инженер дистанции.
Максим Михайлов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31