08 мая 2021 16:47

08 мая 2021 16:47

фото: архив ольги поддубиковой

«Наши полки стояли насмерть»

После прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года военные железнодорожники по узкой полосе освобождённой от фашистов земли проложили линию Поляны – Шлиссельбург. Одним из строителей этого участка стал сибирский железнодорожник Иван Авдеев.
О боевом пути фронтовика «Транссибу» рассказала дежурный по переезду Калачинской дистанции пути Ольга Поддубикова. На своём предприятии она занимается работой по увековечиванию памяти ветеранов войны и труда.

– Вся жизнь Ивана Ивановича была связана с железной дорогой, – подчёркивает Ольга Леонидовна. – Он родился в 1915 году, и в 17 лет пришёл работать в Калачинскую дистанцию пути.

В октябре 1939 года Авдеев был призван в ряды Красной Армии. В военкомате учли трудовой опыт призывника и отправили его служить в 71-й отдельный восстановительный железнодорожный батальон. Воинская часть дислоцировалась на Дальнем Востоке.

В мае 1941 года батальон перебросили на Западную Украину, под город Львов. С первых дней Великой Отечественной войны его бойцы начали выводить из строя железнодорожное хозяйство, чтобы оно не досталось стремительно наступающему врагу. Однако 25 июня пришёл другой приказ: «С боями прорываться на восток!». До августа отходили вместе с войсками Красной Армии, затем батальон погрузили в эшелоны и перебросили на станцию Волхов, в состав 54-й армии Ленинградского, затем Волховского фронта. Железнодорожники участвовали в оборонительных боях.

«Всю осень 1941 года я с отделением был в распоряжении командира бронепоезда, и мы каждую ночь громили немцев со станции Жихарево, – вспоминал Иван Иванович. – Бои шли ожесточённые. 9 ноября 1941 года фашисты заняли город Тихвин, и мы были в окружении до декабря…».

Это наступление немцев преследовало цель – окружить Ленинград вторым кольцом, захватив Тихвин и Волхов, и в обход Ладожского озера соединиться с финнами. Следующий удар врага был нацелен на Волхов.

«В это время был получен приказ – вокзал, станцию, депо и электростанцию Волхова подготовить к подрыву, так как опасались прорыва обороны, – продолжал свой рассказ фронтовик. – Но взрывать ничего не пришлось – наши полки стояли насмерть. Бойцы 54-й армии удержали оборону города Волхова и не подпустили немцев к городской черте…».

В декабре 1941 года советские войска освободили Тихвин и сорвали замысел врага о двойном окружении Ленинграда.

«В начале 1943 года наш батальон получил приказ – тянуть ветку по лесам и болотам на Шлиссельбург, – говорил Иван Иванович. – Паровоз, который привёз в Ленинград первый после прорыва блокады поезд, стоит сейчас на вокзале города Волхов. Немцы нас бомбили и обстреливали прямой наводкой, но батальон строил и восстанавливал после бомбёжек и обстрелов пути, чтобы пропустить поезда для спасения ленинградцев…».

Речь идёт о железнодорожной линии Поляны – Шлиссельбург, которую за 17 суток построили железнодорожники на отбитом у врага узком участке суши возле Ладоги. Позиции немецких батарей были в 3–4 км от этого пути, прозванного «коридором бессмертия». Тем не менее, железнодорожникам удалось нарастить перевозку с 2–3 поездов в сутки до 16–25 составов за ночь.

В январе 1944 года сержант Авдеев участвовал в операции по окончательному снятию блокады Ленинграда, был награждён медалью «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда» и нагрудным знаком «Отличник железнодорожных войск». Затем 54-я армия освобождала Новгородчину и Псковщину, гнала фашистов из Латвии, освобождала Ригу. Войну Иван Иванович завершил в Польше.

Демобилизовался он только в 1946 году и вернулся в родную дистанцию дорожным мастером. Весь свой фронтовой опыт, полученные навыки и умения Авдеев использовал на родном предприятии.

– Чёткая система контроля, предупреждение и своевременное устранение неисправностей позволило коллективу околотка содержать путь на станции Каратканск в отличном состоянии, не иметь браков в работе, обеспечивать безопасность движения с установленной скоростью, – рассказывает Ольга Поддубикова.

В семейном архиве Авдеевых есть фотография, на которой отец семейства в железнодорожной форме с погонами (их тогда ещё носили) техника-лейтенанта пути и строительства. В 1954 году он за добросовестный труд и высокую дисциплину был занесён в Книгу Почёта Калачинской дистанции пути. В 1955 году ему объявлена благодарность за стахановскую работу и высокую производительность труда. Позже Ивана Ивановича наградили медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд», нагрудным знаком «Победитель социалистического соревнования». Его трудовой стаж в Калачинской дистанции пути составил 35 лет.

– По воспоминаниям родных и коллег, Иван Иванович был не только трудолюбивый и добросовестный работник, но ещё и скромный, искренний человек, – говорит Ольга Леонидовна. – Он олицетворял образ настоящего сибиряка. Со своей супругой Александрой Алексеевной, кстати, тоже железнодорожницей, они душа в душу прожили 60 лет и вырастили троих детей.

А ещё Иван Авдеев был наставником молодёжи. И он не только учил, как правильно выполнять ту или иную работу и более производительно использовать рабочее время, но отдавал этому делу тепло своего сердца, воспитывал у молодых железнодорожников чувство личной ответственности за порученное дело.
Олег Таран
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31