
фото: архив алексея корнеева
Старшина первой статьи
Фронтовик Николай Корнеев проработал на железнодорожном транспорте более 40 лет, а в годы Великой Отечественной войны охранял границу на реке Амур, участвовал в разгроме японских милитаристов в августе 1945 года. О своём дедушке рассказывает начальник участка производства Алтайского регионального центра связи Алексей Корнеев.
– Николай Васильевич Корнеев родился 28 ноября 1927 года в городе Зея Амурской области в многодетной семье рабочего, – говорит железнодорожник. – Его отец с первых дней Великой Отечественной войны защищал Родину от фашистских захватчиков. Сражался он в 87-й стрелковой дивизии 51-й армии Южного фронта. За смелость и отвагу был в марте 1943 года представлен к награждению орденом Отечественной войны II степени.
Николай Корнеев гордился отцом и мечтал быстрее попасть на фронт, чтобы бить ненавистных фашистов. А пока учился в школе и помогал ковать Победу в тылу.
За месяц до своего семнадцатилетия Корнеева призвали в армию. Присягу принял почти в день рождения, 29 ноября 1944 года. Служить попал не в сухопутные войска, как хотел, а на флот. Несколько месяцев постигал азы новой для себя специальности в учебном отряде. В 1945 году командира отделения зенитных комендоров направили для прохождения службы на монитор «Киров» Краснознамённой Амурской флотилии.
– Дедушка упоминал в своих рассказах, что это было большое судно: водоизмещением свыше тысячи тонн, длиной более 70 метров, экипаж превышал полторы сотни человек, – рассказывает Алексей Корнеев.
На протяжении всей Великой Отечественной войны Тихоокеанский флот, Краснознамённая Амурская флотилия находились в повышенной оперативной готовности к отражению возможного внезапного нападения японцев на Советское Приморье. Боевая подготовка флотилии проводилась в условиях, максимально приближенных к военному времени, поэтому служба у Николая Васильевича была не из легких.
С разгромом и капитуляцией фашистской Германии в мае 1945 года Вторая мировая война в Европе закончилась. Но на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана она продолжалась. Япония, входившая в состав гитлеровской коалиции, имела ещё достаточно сильные армию и флот и не собиралась капитулировать. В августе Советский Союз вступил в войну с японскими милитаристами.
– Перед Краснознамённой Амурской флотилией ставилась задача содействовать войскам Красной Армии в форсировании водных рубежей и в наступлении вдоль рек. Одновременно флотилия должна была пресечь попытки противника форсировать реки Амур и Уссури, обеспечить по этим рекам свои перевозки, а по мере продвижения наших войск вдоль реки Сунгари осуществлять переправу войск и техники, – рассказывает начальник участка. – Вместе с экипажем монитора «Киров» мой дедушка принял участие в этих военных действиях. Личный состав при выполнении боевых задач показал высокую воинскую выучку и отвагу. Николай Васильевич был награждён медалью «За победу над Японией».
После разгрома Японии старшина первой статьи Корнеев продолжил службу в Краснознамённой Амурской флотилии. Он был уволен в запас только в 1951 году.
Вернувшись домой, Николай Корнеев поступил на курсы паровозных кочегаров при депо Ин Дальневосточной железной дороги. После их окончания работал кочегаром, а потом помощником машиниста паровоза. В 1961 году получил назначение в паровозное депо Кулунда Западно-Сибирской железной дороги.
– Дедушка водил по степным просторам грузовые поезда сначала на паровозе, а затем, после окончания местной дортехшколы, в качестве машиниста тепловоза. Его преданность профессии и магистрали, добросовестное отношение к труду не раз отмечалось руководством Министерства путей сообщения, магистрали, отделения дороги, депо, – с гордостью говорит внук ветерана.
С Дальнего Востока в Кулунду в 1961 году Николай Корнеев переехал с большой семьёй. Вместе с женой вырастили четверых детей – трёх дочерей и сына. Всем дали возможность получить высшее образование. Старшая дочь Надежда окончила Барнаульский политехнический институт, сын Пётр пошёл по стопам отца-железнодорожника, окончил Омский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Локомотивы». Младшие дочери Ирина и Любовь также получили высшее железнодорожное образование.
Николай Васильевич стал основателем династии железнодорожников. У него восемь внуков, из них четверо – Елена, Алексей, Татьяна и Нина, как и их родители, окончили Омский государственный университет путей сообщения и продолжают трудиться в разных структурных подразделениях ОАО «РЖД» и в ОмГУПСе.
– Дедушки не стало 14 марта 2011 года. Память о нём бережно хранят его дети, внуки, правнуки, друзья, коллеги. Его помнят и им гордятся там, где он работал, жил, воевал, – завершает рассказ Алексей Корнеев.
Николай Корнеев гордился отцом и мечтал быстрее попасть на фронт, чтобы бить ненавистных фашистов. А пока учился в школе и помогал ковать Победу в тылу.
За месяц до своего семнадцатилетия Корнеева призвали в армию. Присягу принял почти в день рождения, 29 ноября 1944 года. Служить попал не в сухопутные войска, как хотел, а на флот. Несколько месяцев постигал азы новой для себя специальности в учебном отряде. В 1945 году командира отделения зенитных комендоров направили для прохождения службы на монитор «Киров» Краснознамённой Амурской флотилии.
– Дедушка упоминал в своих рассказах, что это было большое судно: водоизмещением свыше тысячи тонн, длиной более 70 метров, экипаж превышал полторы сотни человек, – рассказывает Алексей Корнеев.
На протяжении всей Великой Отечественной войны Тихоокеанский флот, Краснознамённая Амурская флотилия находились в повышенной оперативной готовности к отражению возможного внезапного нападения японцев на Советское Приморье. Боевая подготовка флотилии проводилась в условиях, максимально приближенных к военному времени, поэтому служба у Николая Васильевича была не из легких.
С разгромом и капитуляцией фашистской Германии в мае 1945 года Вторая мировая война в Европе закончилась. Но на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана она продолжалась. Япония, входившая в состав гитлеровской коалиции, имела ещё достаточно сильные армию и флот и не собиралась капитулировать. В августе Советский Союз вступил в войну с японскими милитаристами.
– Перед Краснознамённой Амурской флотилией ставилась задача содействовать войскам Красной Армии в форсировании водных рубежей и в наступлении вдоль рек. Одновременно флотилия должна была пресечь попытки противника форсировать реки Амур и Уссури, обеспечить по этим рекам свои перевозки, а по мере продвижения наших войск вдоль реки Сунгари осуществлять переправу войск и техники, – рассказывает начальник участка. – Вместе с экипажем монитора «Киров» мой дедушка принял участие в этих военных действиях. Личный состав при выполнении боевых задач показал высокую воинскую выучку и отвагу. Николай Васильевич был награждён медалью «За победу над Японией».
После разгрома Японии старшина первой статьи Корнеев продолжил службу в Краснознамённой Амурской флотилии. Он был уволен в запас только в 1951 году.
Вернувшись домой, Николай Корнеев поступил на курсы паровозных кочегаров при депо Ин Дальневосточной железной дороги. После их окончания работал кочегаром, а потом помощником машиниста паровоза. В 1961 году получил назначение в паровозное депо Кулунда Западно-Сибирской железной дороги.
– Дедушка водил по степным просторам грузовые поезда сначала на паровозе, а затем, после окончания местной дортехшколы, в качестве машиниста тепловоза. Его преданность профессии и магистрали, добросовестное отношение к труду не раз отмечалось руководством Министерства путей сообщения, магистрали, отделения дороги, депо, – с гордостью говорит внук ветерана.
С Дальнего Востока в Кулунду в 1961 году Николай Корнеев переехал с большой семьёй. Вместе с женой вырастили четверых детей – трёх дочерей и сына. Всем дали возможность получить высшее образование. Старшая дочь Надежда окончила Барнаульский политехнический институт, сын Пётр пошёл по стопам отца-железнодорожника, окончил Омский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Локомотивы». Младшие дочери Ирина и Любовь также получили высшее железнодорожное образование.
Николай Васильевич стал основателем династии железнодорожников. У него восемь внуков, из них четверо – Елена, Алексей, Татьяна и Нина, как и их родители, окончили Омский государственный университет путей сообщения и продолжают трудиться в разных структурных подразделениях ОАО «РЖД» и в ОмГУПСе.
– Дедушки не стало 14 марта 2011 года. Память о нём бережно хранят его дети, внуки, правнуки, друзья, коллеги. Его помнят и им гордятся там, где он работал, жил, воевал, – завершает рассказ Алексей Корнеев.
Александр Матвеев