28 июля 2021 16:25

28 июля 2021 16:25

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: михаил пермин

Новации в производстве

В условиях нарастания внешних вызовов, оказывающих негативное влияние на экономику, железнодорожникам нужно обратить внимание на проекты улучшения производственных процессов

На заседании проектного офиса Западно-Сибирской железной дороги, которое состоялось 16 марта в рамках II Инновационного форума магистрали, рассматривались вопросы оптимизации затрат на производстве с помощью проектов бережливого производства, особенно актуальных в период нарастания внешних вызовов.
В мероприятии приняли участие главный инженер железной дороги Андрей Черевко, заместитель начальника Центра моделирования бизнес-процессов ОАО «РЖД» Сергей Старых, главные инженеры структурных подразделений магистрали.

Открывая заседание, Андрей Черевко отметил важность доведения идей улучшений до реального воплощения и необходимость сочетания инноваций с проектами бережливого производства. Также главный инженер дороги обратил внимание присутствующих на актуальность внедрения технических решений в сфере перевозок.

– В условиях нарастания внешних вызовов, оказывающих негативное влияние на экономику в целом, необходимо обратить внимание на проекты улучшения производственных процессов, позволяющие избежать потерь. Это важно для экономического состояния магистрали, – акцентировал Андрей Иванович.

Сергей Старых подчеркнул, что Западно-Сибирская железная дорога всегда отличалась высокой вовлечённостью в работу по созданию проектов бережливого производства, их высоким качеством и содержанием.

– С учётом экономической конъюнктуры, руководство компании обращает большое внимание на организационно-технологические улучшения, возможности по изменению технологий на принципах бережливого производства с использованием процессного подхода. ОАО «РЖД» нужны дополнительные резервы по оптимизации расходов, – сказал Сергей Старых. – В прошлом году план экономического эффекта от реализации проектов бережливого производства перевыполнен на 17%.

В ходе состоявшейся дискуссии были обсуждены вопросы внедрения технологий бережливого производства, оптимизации затрат с их помощью и премирования при реализации проектов улучшений.

Заместитель начальника службы экономики и финансов железной дороги – начальник отдела Светлана Сибилева сообщила, что по итогам работы за четыре квартала отчётного периода план экономии затрат от внедрения проектов бережливого производства в объёме 109 млн руб. выполнен. Она выдвинула предложение – оцифровать бизнес-процесс формирования проектов бережливого производства – от создания идеи до проведения корректировки. Это решение, по мнению Светланы Сибилевой, позволит повысить эффективность за счёт исключения искажения информации, а также рационального использования ресурсов, в том числе с помощью безбумажного документооборота.

Сергей Старых отметил, что это предложение своевременное, но нужна единая централизованная система, которая облегчила бы ведение проектной деятельности и была интегрирована в блок премирования. Однако, по его словам, при этом пока существуют проблемы с защитой персональных данных.

В своём выступлении заместитель начальника службы управления трудовыми ресурсами и организационной структурой железной дороги – начальник отдела Ирина Опрышко подчеркнула, что для проектной деятельности по повышению эффективности производственных процессов создана достаточная мотивационная среда.

Помимо действующего в компании положения «Об организации дополнительного премирования работников за реализацию экономически эффективных проектов бережливого производства», для более широкого вовлечения сотрудников и подразделений дороги в создание проектов улучшений на ЗСЖД эффективно работают положения о званиях на «Лучшее структурное подразделение», «Лучшее хозяйство» по внедрению технологий бережливого производства, «Лучший мультифункциональный проект», с выплатами поощрений из средств лимита начальника железной дороги.

Вместе с тем, Ирина Опрышко отметила, что железная дорога постоянно сталкивается с одной и той же проблемой – нехваткой фонда поощрения для дополнительного премирования работников оперативных рабочих групп. На постоянной основе (ежеквартально) приходится формировать заявки на корректировку бюджетов затрат для формирования дополнительных средств фонда поощрения. Ирина Васильевна предложила, чтобы планирование средств фонда поощрения производилось следующим образом: на премирование оперативных рабочих групп – 15% от планового задания полученного экономического эффекта 2020 года; на премирование проектного офиса железной дороги и региональных проектных офисов – 8% от экономического эффекта, полученного в прошлом периоде. Также речь шла о необходимости актуализации действующего положения о дополнительном премировании, так как отдельные его пункты потеряли свою актуальность либо «не работают».

Словом, необходим новый подход к формированию фонда поощрения. Сергей Старых призвал участников совещания готовить предложения о решении этой проблемы и других «узких мест» деятельности по созданию проектов бережливого производства и предлагать их руководству проектного офиса железной дороги.

Одной из тем совещания стало внедрение мультифункциональных проектов (МФП) в региональных дирекциях. По словам начальника службы технической политики железной дороги Сергея Ешукова, было поставлено целевое задание – каждой региональной дирекции реализовать не менее двух МФП с общим экономическим эффектом 10% и более от плана на 2020 год. В IV квартале 2019 года и I квартале 2020 года такие проекты уже реализуются. Сергей Владимирович подчеркнул, что работа с мультифункциональными проектами будет учитываться при формировании рейтинга заместителей главных инженеров железной дороги по территориальному управлению, курирующих проекты бережливого производства.

Говоря о внедрении МФП в производство, главный инженер Западно-Сибирской дирекции управления движением Дмитрий Мандрик рассказал, что почти все такие проекты направлены на исключение потерь в перевозочном процессе и совершенствование работы. (Подробнее – в публикации «На достигнутых результатах мы не остановимся» на стр. 1 этого специального выпуска). Преимущественно исключаются временные потери – приём и отправление поездов, сокращение времени нахождения поездов на станционных путях, снижается потребность в локомотивах и локомотивных бригадах. Среди причин, замедляющих ход реализации МФП, Дмитрий Мандрик назвал возникающие иногда затруднения по подтверждению экономического эффекта в смежных хозяйствах и согласованию проектов с технологическим эффектом.

В своём выступлении главный инженер Западно-Сибирской дирекции тяги Денис Новосёлов подчеркнул, что в текущем году в хозяйстве запланировано внедрить 3 мультифункциональных проекта, один из которых, тиражируемый, связанный с отключением дизель-генераторной установки тепловоза в тёплое время года и экономией топлива, сейчас реализуется в Омском регионе магистрали. План за IV квартал прошедшего года и I квартал текущего года уже перевыполнен на 12%. Денис Новосёлов отметил, что у дирекции тяги есть взаимопонимание со всеми структурными подразделениями – партнёрами по разработке и внедрению мультифункциональных проектов, и что годовой план по экономическому эффекту будет перевыполнен.

Подводя итоги встречи, Андрей Черевко призвал всех участников активней внедрять проекты бережливого производства на производстве и смелее предлагать пути решения проблем, мешающих новациям.
Олег Таран
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31