22 января 2021 09:14

22 января 2021 09:14

фото: архив любови батяевой

Девушка с машинкой

На прошлой неделе Любови Батяевой вручили юбилейную медаль «75 лет Победы в Великой Отечественной войне». Накануне знаменательной даты железнодорожница рассказала, как пришлось оставить школу, освоить новую профессию и за что ей вручили «боевую» медаль.
Любовь Ивановна родилась в Барнауле в 1925 году и была младшей из шести детей. Семья кузнеца жила небогато.

– Сама кузница была у нас дома. Папа перенял это ремесло от дедушки, а потом передал его своему сыну Михаилу. Даже ребёнком брат уже помогал отцу, – вспоминает ветеран. – К нам заезжали жители из районов, чтобы подковать лошадей, привозили молоко, масло или ещё что другое. Но это редко было. В основном, питание в то время было скромное. Время менялось, поэтому папа ещё до войны устроился на спиртзавод, а в 1940-е годы трудился вместе с другими стахановцами.

Сама Люба ничем не выделялась среди сверстников. Маленькая и худенькая девочка выглядела младше своих лет. Она окончила 8-й класс, когда мирная жизнь неожиданно прервалась сообщением о войне. Город накрыло напряжённой панической волной. Вокруг творилась суета: люди бежали на вокзал, чтобы лично услышать эту новость. А вскоре в город стали прибывать первые эшелоны с эвакуированными людьми.

– В сентябре 1941 года я пошла в 9-й класс. Через два месяца всех учеников перевели в соседнюю школу, а в нашей разместили госпиталь. Затем всё повторилось снова. Снова и снова. Эшелоны с людьми шли день и ночь – одни прибывали в город, другие отправлялись на фронт, – рассказывает железнодорожница. – Вскоре учиться стало негде. Весь наш класс отправили работать на завод, но я выбрала для себя другой путь. Окончив курсы машинисток, устроилась в Лепельское артиллерийско-миномётное училище, которое в 1941 году перевели в наш город из Белоруссии.

Хотя девушке не пришлось таскать тяжести на заводе, задача ей выпала нелёгкая. Со всех районов в Барнаул ежедневно стекались сотни новобранцев. На каждого человека нужно было составить характеристику. «Вдруг он перейдёт границу или сдастся в плен», – объяснило руководство. Где родился, крестился, кто родственники – сидя в холодном кабинете училища зимой 1942 года, Любовь Ивановна не отрывалась от печатной машинки. Тонкие девичьи пальчики буквально пристывали к клавишам. Имена и даты сливались в один поток символов, но терять концентрацию было нельзя. Так продолжалось долгие часы. Но даже когда эшелон отправлялся в путь, молодая работница не могла уйти домой. Небольшой перерыв, и приходилось снова возвращаться к машинке. Иногда девушка по несколько суток не покидала территорию училища. Ела тоже во время работы, хотя и еды особо не было. Жевала соевый и подсолнечный жмых, принесённый из дома.

– Приляжешь на твёрдый диванчик в кабинете, полушубком накроешься, только глаза сомкнёшь и слышишь: «Люба, эшелон пришёл», – говорит ветеран. – И так продолжалось около трёх лет. А в 1945 году обстановка стала мягче. В училище устроили большой праздник – всех работников награждали медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Мне было 19 лет, но это событие запомнилось ярко. Полный зал солдат и офицеров, играет оркестр. И вот на сцену вызывают маленькую хрупкую девушку. Со сцены я спускалась с гордостью.

Известие об окончании войны в Барнауле встретили с большой радостью. Но самым прекрасным для жителей было то, что с фронта стали возвращаться родные и близкие люди. В том числе, вернулся и Михаил. Он получил ранение в Маньчжурии, но сумел оправиться и продолжил семейное дело. Наплыв «боевых архаровцев» испугал девушку, и она решила уйти из училища. Но выбрала для себя не менее мужественное место. По примеру родных сестёр, Любовь Ивановна устроилась в линейный отдел милиции, где проработала 12 лет. А уже после решила обратить своё внимание в сторону железной дороги.

– Большая часть моей трудовой жизни на магистрали связана с Алтайским отделом материально-технического обеспечения. Там я занималась гражданской обороной, поддерживала резерв на случай войны – противогазы, консервы, пиломатериалы и многое другое. Моей задачей было отслеживать сроки – старое изымать, а свежее закладывать, – описывает железнодорожница. – Кроме того, я занималась кадрами. Эта работа мне нравилась. Коллектив был очень дружный. На работу шли, как на праздник. И работали все с энтузиазмом, за что нас поощряли и благодарили. Одна из моих наград – знак «Почётный железнодорожник».

Любовь Батяева отработала на магистрали 25 лет и ушла на пенсию в 1986 году. Но до сих пор она поддерживает связь с коллегами. Специалист по управлению персоналом Алтайского отдела материально-технического обеспечения Марина Подъезжих говорит о своей предшественнице с большой теплотой:

– Хотя она и не была на фронте, Любови Ивановне пришлось нелегко в военные годы. Думаю, благодаря своей доброте и отзывчивости она смогла перенести все жизненные тяготы. В этом маленьком «одуванчике» чувствуется сила и душевность, которые притягивают к себе людей.
Дарья Доротова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31