23 января 2021 00:54

23 января 2021 00:54

фото: архив редакции

Приоритет – сплочённость и солидарность

Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей объявил 2020 год Годом единства, памяти и славы

Николай Шашков, председатель Дорпрофжела на Западно-Сибирской железной дороге
– Николай Викторович, в этом году Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел) отмечает своё 115-летие. Насколько изменился профсоюз за эти годы?

– Датой рождения отраслевого профсоюза считается 21 апреля 1905 года, когда первый учредительный съезд в Москве провозгласил создание Всероссийского внепартийного железнодорожного союза.

Профсоюзное движение в среде железнодорожников Западной Сибири зародилось ещё в конце XIX века. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали способствовало развитию экономики и культуры региона, обеспечило рабочими местами десятки тысяч крестьян и городских жителей, что стало началом формирования многочисленного отряда сначала транспортных строителей, а затем и железнодорожников. Первым зарегистрированным в Западной Сибири выступлением рабочих за свои права стала стачка численностью более 150 человек на станции Кривощёково – в настоящее время станция Новосибирск-Западный. 1 октября 1895 года они прекратили работу, протестуя против тяжёлых условий труда и отсутствия зимней спецодежды.

С тех пор многое поменялось: политический строй, идеология, технологии и методы железнодорожного производства. Неизменным осталось одно – забота и внимание профсоюза к человеку труда, защита социальных и экономических интересов работников отрасли.

– В 2020 году мы встречаем знаковую дату для каждого жителя нашей страны – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Какие задачи во фронтовые годы принял на себя профсоюз?

– С первых дней войны многие опытные профработники и профактивисты были мобилизованы или добровольно ушли на фронт. Оставшиеся же на местах прикладывали максимальные усилия для выполнения государственных и хозяйственно-политических задач, плана военных заказов, социального обеспечения трудовых коллективов, добывающих Победу в тылу.

Уже в конце июня 1941 года профсоюз взял руководство патриотическим движением под лозунгом «Всё для фронта, всё для Победы!». Профсоюзные работники железнодорожной отрасли приступили к организации скоростного перемещения воинских грузов к фронту – движение поездов не прекращалось ни на минуту.

Большое внимание профсоюзом уделялось поощрению рационализации и внедрению ударничества на предприятиях. Важным фактором использования и содержания подвижного состава в годы Великой Отечественной войны стало лунинское движение, возникшее на Томской магистрали. Железнодорожники Сибири предложили принципиально новый метод эксплуатации паровозов. Благодаря трудовой инициативе, бригады машинистов брали на себя обязательства самостоятельно выполнять профилактический ремонт техники, увеличивать нормы пробегов, следить за состоянием рабочих узлов и деталей локомотивов. Этот почин получил широкое распространение на транспорте в виде овладения смежными профессиями. Уже в августе 1941 года последователями Николая Лунина и его бригады стали более 80% паровозных бригад.

Сибирским железнодорожникам при поддержке профсоюза в военные годы удалось своими силами изготовить 11 бронепоездов. Первыми на дороге к строительству бронепоезда приступили железнодорожники Тайгинского узла.

На смену ушедшим на фронт мужчинам на полигон бывшей Омской железной дороги пришли работать 25 тыс. женщин, на Томской магистрали – 18 тыс. женщин. Профсоюзные организации с особым вниманием поддерживали железнодорожниц, взваливших на свои хрупкие плечи всю тяжесть работы в военное время.

Именно в суровые фронтовые годы в нашей стране ковались действующие сегодня традиции социального партнёрства. Профсоюз курировал большинство направлений работы в тылу, являясь полноправным соратником и квалифицированным помощником для руководства железных дорог. Мы дорожим традициями партнёрства и совместной ответственности за общее дело и с благодарностью к нашим ветеранам сохраняем их по сей день.

– В прошлом году, объявленном Годом социального партнёрства, в отрасли прошла масштабная коллективно-договорная кампания. Как вы оцениваете её результаты?

– В 2019 году в компании заключены два отраслевых соглашения на федеральном уровне, Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2020–2022 годы и ещё около 400 коллективных договоров других организаций. На полигоне Западно-Сибирской железной дороги подписано около 30 новых коллективных договоров. Практически в каждом документе Роспрофжелу удалось сохранить, а в некоторых случаях даже преумножить действующие социальные гарантии и льготы.

Так, в новом Коллективном договоре ОАО «РЖД» сохранена индексация заработной платы не менее двух раз в год, оставлены выплаты при увольнении впервые на пенсию. Также действуют негосударственное пенсионное обеспечение работников, бесплатный проезд в поездах дальнего следования и в пригородном сообщении, льготы для неработающих пенсионеров и многое другое.

Кроме того, в текст нового договора внесено более 40 улучшающих изменений и дополнений. Например, включён базовый пункт об улучшении условий труда, производственного быта и охране здоровья женщин, введено понятие «бонусный пакет», а также возможность и условия его предоставления, предусмотрено создание и развитие физкультурно-спортивных клубов, установление работнику режима гибкого рабочего времени. Пункт об организации бесплатного горячего питания расширен работникам всех структурных подразделений компании, занятым на работах по ремонту и реконструкции инфраструктуры, на снегоборьбе.

Увеличены суммы выплат, в том числе при рождении ребёнка, при нахождении в отпуске по уходу за ребёнком в возрасте от 1,5 до 3 лет. Предусмотрено более чем двукратное увеличение финансирования на проведение спортивно-массовых мероприятий, почти на 30% – на компенсацию работникам за занятия в спортивных секциях. В рамках развития социального партнёрства в договор включено обязательство о проведении предварительных консультаций с представителями соответствующей первичной профсоюзной организации при оптимизации численности работников.

– Николай Викторович, какие направления деятельности профсоюза наиболее актуальны в этом году?

– Сегодня мы продолжаем работу наших предшественников. Достигнутые договорённости, заключённые соглашения, принятые социальные гарантии для коллективов – надёжный фундамент социального партнёрства и уверенности в завтрашнем дне. Дорожная территориальная организация Роспрофжела на Западно-Сибирской железной дороге объединяет 110 тыс. 780 трудящихся, студентов и пенсионеров. Общий охват профсоюзным членством составляет 96,1%. В границах дороги действуют 229 первичных профсоюзных организаций.

Роспрофжел неоднократно доказывал свою способность противостоять всем экономическим тяготам, сохранять единство и социальную стабильность в трудовых коллективах. Так происходит и сегодня. Профсоюз контролирует вопросы занятости и заработной платы в компании, совершенствование условий труда и быта железнодорожников, минимизирует оптимизационные меры, поддерживает безопасное производство и социальное благополучие работников. На примере прошлых экономических испытаний и всей истории профсоюза можно сделать единственный вывод – всё преодолевается путём совместной работы, единства целей и упорного труда. Роспрофжел, как и 115 лет назад, продолжает оставаться одним из сильнейших профсоюзов России, крепкий единством трудовых коллективов, уважением к своей истории и верой в будущие свершения.
Беседовал Денис Толстой
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31