21 сентября 2020 15:37

21 сентября 2020 15:37

фото: анатолий болдырев

Идеи с фишкой

На прошлой неделе состоялась первая в этом году бизнес-игра «Активаторы идей» – за стол сели работники Кемеровского узла. Настольную игру, развивающую у железнодорожников навыки проектной работы, создали молодые специалисты Западно-Сибирской магистрали.
Одна из первостепенных задач, которую поставил перед «Молодёжной командой Н» начальник железной дороги Александр Грицай, – развитие инновационной среды. Примерно год назад, обсуждая, как решать эту задачу, члены команды – заместитель начальника отдела Западно-Сибирской дирекции управления движением Марина Никифорова и ведущий специалист службы корпоративных коммуникаций железной дороги Григорий Паршин – пришли к идее настольной игры. Оба загорелись этой инициативой настолько, что в этот же вечер набросали правила (они и по сей день изменились незначительно), на следующий день самостоятельно отрисовали и распечатали основные элементы игры, а ещё через день собрали фокус-группу для первой игры.

– Концепция во многом авторская, мы не копировали какие-либо известные настольные игры. Скорее перевели коучинг в игровой формат, – говорит Марина Никифорова. – Я вижу, что у молодёжи нашей дороги рождается множество креативных инновационных идей. Но большинство из них авторы не только не доводят до результата, но даже не фиксируют на бумаге. У людей нет элементарных навыков работы со своими идеями. Цель нашей разработки – наглядно показать железнодорожникам, какой путь проходит инновация от бесплотной идеи до грамотно прописанного проекта.

Коротко о правилах. У игры обязательно должен быть квалифицированный ведущий-модератор, который направляет действия игроков в нужное русло. Подготовлены порядка десяти таких модераторов. Ещё одно важное правило – «Не критикуй!». Ведущий перед началом игры объясняет участникам, что неконструктивная критика приводит к лишней трате времени и действует деструктивно на зарождающийся проект, и предлагает заменять критические высказывания на вопросы или дополнения.

За одним столом могут играть до десяти человек. Каждый получает фишку и три карты: «Вопрос», «Дополнение» и «Могу помочь». Сначала игроки озвучивают свои «сырые» идеи, из которых путём голосования выбирается наиболее интересная. Она и ложится в основу всей игры.

Далее участники по очереди делают ходы. Под ходом здесь понимается использование одной из трёх карточек. Их названия говорят сами за себя. Без использования карточек совершать какие-либо действия нельзя, а на выступление отводится всего минута. Это учит игроков тщательно обдумывать свои предложения и действовать исключительно в конструктивном ключе. Держатель идеи, в свою очередь, получает специальную анкету, в которую вносит наиболее важные предложения коллег. Свои карточки он может передать другим «активаторам», которые уже использовали собственные, но очень хотят внести какое-то важное дополнение, задать вопрос или предложить свою помощь.

Играя свои карточки, участники передвигают фишки от края к центру поля и, в конце концов, достигают игрового круга «Список действий». Но на этот круг вступают лишь те, кто действительно готов реализовывать идею вместе с автором уже после окончания игры. По сути, формируется рабочая группа проекта, которая получает флип-чат и пять минут времени, чтобы расписать, кто во вновь образованной команде чем займётся на пути к внедрению проекта.

Следующий игровой круг – «Ограничения». Здесь рабочая группа должна более критично взглянуть на свой проект, ответить себе на вопрос, что может помешать его реализации и как снять эти ограничения? Наконец, спустя 15 минут команда должна презентовать свой готовый проект. «Презентация» – это финальное поле на игровом столе, к которому приходят «активаторы».

– Обычно мы разыгрываем нашу бизнес-игру одновременно на нескольких столах, и по истечении двух часов команды презентуют, соответственно, несколько разных проектов, – сообщил Григорий Паршин. – В этом случае каждый игрок получает «денежную» карту, становясь инвестором. С помощью неё он голосует за понравившийся проект какой-либо другой команды. Побеждает та, что получила больше «инвестиций».

Таким образом, соревновательный элемент в игре тоже присутствует. Но главное – владельцы идей на выходе получают осмысленный проект, полноценную презентацию с чётким описанием и команду единомышленников, а остальные участники в увлекательной форме усваивают весь алгоритм шагов от идеи к результату.

В течение первых двух месяцев с создания игры её авторы объехали все регионы Западно-Сибирской дороги, охватив более 500 человек. Сыграли в «Активаторы идей» и будущие железнодорожники: студенты университетов путей сообщения и техникумов железнодорожного транспорта, а также воспитанники Новосибирской детской железной дороги.

Наиболее масштабно бизнес-игра была представлена на I Инновационном форуме Западно-Сибирской железной дороги. Были проведены два розыгрыша за восемью столами, в которых приняли участие примерно 150 человек. К слову, на форуме авторы презентовали доработанный вариант «Активаторов идей» со вторым набором карточек: «Беспилотные технологии», «Интернет вещей», «Голосовое управление и распознавание речи» и т.д. Вместо генерирования идеи «с нуля» железнодорожникам предложили подумать над доработкой тех или иных рабочих мест, используя эти карточки.
Александр Матвеев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30