21 января 2021 20:13

21 января 2021 20:13

фото: михаил пермин

Лучшие должны оставаться

Совершенствуя компетенции, железнодорожники повышают свою ценность для компании

В минувший четверг, 13 февраля, в Новосибирске прошёл дорожный социально-кадровый совет. Представители HR-сферы смогли обсудить с начальником железной дороги Александром Грицаем актуальные вопросы подбора, развития и мотивации персонала.
– Благополучие и устойчивое развитие ОАО «РЖД» напрямую связано с продуманной последовательной и активной кадровой политикой. Необходимо постоянно совершенствовать подходы к формированию человеческого потенциала, своевременно реагировать на ситуации, возникающие в ходе социально-экономических преобразований, – уверен Александр Валерьевич. – Вместе мы должны ответить на вопрос: правильно ли выстроена система работы с нашими кадрами – людьми, непосредственно управляющими технологическими и производственными процессами.

Никакого «прочего»

Опираясь на итоги 2019 года, заместитель начальника железной дороги по кадрам и социальным вопросам Александр Теслевич рассказал об основных тенденциях в области подготовки и развития персонала. В настоящий момент кадровая ситуация на магистрали стабильна, хотя есть профессии, по которым отток работников выше среднего – слесарь по  ремонту подвижного состава вагонного хозяйства, составитель поездов дирекции управления движением, электромонтёр контактной сети дирекции по энергообеспечению, электромонтёр СЦБ хозяйства автоматики и телемеханики. При этом Александр Михайлович подчеркнул, что в компании существуют эффективные меры решения данного вопроса, но из-за недоработки некоторых руководителей и HR-специалистов их невозможно применить. Так, отдельные кадровики не могут наладить обратную связь на предприятии и установить, почему сотрудник хочет уволиться. Чаще всего в заявлении в качестве причины указывают «прочее». Естественно, не зная мотивов работника, невозможно проанализировать ситуацию и принять действенные меры по закреплению персонала.

Чтобы помочь участникам форума в решении конфликтных ситуаций, в первой половине дня в Новосибирском Дворце культуры железнодорожников для них провели тренинг «Борьба с возражениями». Специалисты Сибирского государственного университета путей сообщения рассказали, какие виды возражений бывают, как выявить истинные причины недовольства коллег и перейти от претензий к взаимодействию. Также для руководителей кадрового блока провели мастер-класс на тему «Новая модель корпоративных компетенций», в то время как специалисты могли обсудить правовые аспекты трудового законодательства.

Продолжая тему актуальных вопросов в области управления персоналом, исполняющий обязанности начальника Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры Алексей Нирман рассказал о высокой сменяемости работников на одной должности.

– На мой взгляд, оптимальный срок становления сотрудника в должности – 3–5 лет. Высокая сменяемость не позволяет железнодорожникам планомерно проходить цикл от рабочей специальности до первых руководителей. В долгосрочной перспективе это может привести к кадровому голоду и отсутствию необходимых навыков у руководителей, – считает он. – На сегодняшний день со стажем работы менее года 30% руководителей, из них первых – 32%. Притом что именно эта категория требует к себе пристального внимания и помощи вышестоящих руководителей.

В своём выступлении он перечислил ряд мер, которые применяются в дирекции для разрешения ситуации. Так, в течение прошлого года значительно снизили количество дисциплинарных взысканий с руководителей со стажем работы в должности менее года. Кроме того, для таких начальников разработали программу обучения по вопросам экономики, финансов и права.

Капитал требует вложений

В то же время участники совета акцентировали внимание на том, что предприятия несут серьёзные затраты на подготовку и переподготовку кадров. А специалисты, повысив свои компетенции, уходят в другие компании. По данным Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры, за 2018–2019 годы сумма средств, затраченных на подготовку и развитие руководителей, уволившихся по собственному желанию или переведённых на нижестоящую должность, – около 170 млн руб. В свою очередь, Александр Грицай предложил ввести систему возмещения затрат на подготовку и переподготовку железнодорожников, аналог которой можно увидеть в обучении студентов вузов по целевому направлению.

– Мы говорим о том, что потенциал, который заложен в наших работниках, не используется на 100%. Раскрыть этот потенциал – важнейшая и, наверное, сложнейшая на сегодняшний день задача. При этом, говоря о человеческом капитале, мы подразумеваем, что в обучение, переподготовку и повышение квалификации сотрудников будут вкладываться силы и средства. Совершенствуя компетенции, человек повышает свою ценность для компании и в принципе для общества, – уверен руководитель магистрали.

Другую сторону медали обучения персонала рассмотрел заместитель начальника железной дороги по Новосибирскому территориальному управлению Евгений Дербилов. Он привёл пример, когда руководители среднего звена избегают карьерного роста.

– Они сравнивают то, что получат при повышении, и то, что потеряют, если не справятся с новыми обязанностями. И над этим нам необходимо серьёзно подумать, – отметил Евгений Михайлович. – Ещё один важный момент – это формирование резерва. Я наблюдал, как из года в год работники, состоящие в резерве, двигаются по карьерной лестнице. Но в то же время есть и те, кто отказывается от повышения, потому что их всё устраивает. Поэтому сейчас мы разрабатываем новую программу формирования резерва. Сначала отберём желающих, а затем из них выберем лучших и займёмся развитием их компетенций. Мы дадим возможность этим людям расти и получим эффект в части управления.

Заключительный блок совета посвятили встрече начальника железной дороги с работниками кадровых подразделений. В течение часа любой участник мог задать вопрос и узнать мнение руководителя магистрали по поводу конкретных ситуаций и решений. Также Александр Грицай поздравил специалистов и отдельные коллективы, достигших лучших результатов в области реализации кадровой политики на железной дороге в 2019 году. Лидерами в области управления персоналом среди основных структурных подразделений функциональных филиалов ОАО «РЖД» признаны Новосибирская дирекция связи и Западно-Сибирский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания. Западно-Сибирской дирекции моторвагонного подвижного состава, Новосибирской дирекции связи и Западно-Сибирскому региональному общему центру обслуживания присвоено звание «Лучшая дирекция (центр) в вопросах организации, оплаты и мотивации труда».
Дарья Доротова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31