07 апреля 2020 06:11

07 апреля 2020 06:11

фото: михаил пермин

Механизм генерации идей

Дмитрий Мандрик, главный инженер Западно-Сибирской дирекции управления движением
– Дмитрий Александрович, вы подвели итоги очередного совета инженеров Западно-Сибирской дирекции управления движением, который прошёл в конце января. Насколько я знаю, формат этого мероприятия постоянно меняется. С чем это связано?

– Совет инженеров прошёл уже третий раз. Его главная цель – привлечь к новаторской деятельности как можно больше наших сотрудников, создать инновационную среду и сделать работу в ней плодотворной.

Первый совет инженеров в 2017 году мы посвятили тому, чтобы сформировать команду представителей инженерного блока, которая будет способна вырабатывать идеи и превращать их в проекты. Когда команда была сформирована, мы постарались запустить механизм генерации идей, увлечь людей инновационным процессом. Поэтому на втором совете в 2019 году мы предложили поделиться любыми, даже самыми фантастическими идеями, направленными на развитие производства. При этом перед участниками не стояло задачи разработать конкретное решение, которое потом можно было применить на практике. Ребята проявили себя очень живо, внесли более 75 предложений. Как итог, в течение года 8% этих идей получили путёвку в жизнь.

Говоря об инженерной деятельности, мы наградили лучших по итогам 2019 года. В категории «Лучшее структурное подразделение» первое место занял Новокузнецкий центр организации работы железнодорожных станций (ДЦС-6), в категории «Лучшая станция» – станция Входная.

Теперь мы перешли к следующему этапу. Работники каждого из 10 структурных подразделений рассказали об идеях, которые они могли бы реализовать у себя на предприятиях. Авторы смогли сразу же получить обратную связь, советы по модификации.

Все предложения зафиксировали в протоколе, таким образом мы наметили для себя план работы. Из 25–30 представленных идей, как минимум, по одному проекту от каждого подразделения мы планируем внедрить до конца этого года. То есть этот совет инженеров имел высокую практическую значимость и, на мой взгляд, прошёл достаточно плодотворно.

В процессе обсуждения мы столкнулись с интересным явлением, когда один и тот же вопрос предлагали решать разными путями. В такие моменты понимаешь, что синергия этих двух идей могла бы показать значительный эффект. Я поставил себе задачу после доработки внедрять такие проекты во всех структурных подразделениях уже комплексно.

– Расскажите о самых интересных, на ваш взгляд, проектах?

– В рамках инженерной деятельности очень хорошая идея относительно сушильных шкафов. Ежегодно мы закупаем их по инвестиционной программе, чтобы постепенно оснастить все станции. Это достаточно дорого: нам требуется 318 сушильных шкафов, стоимость одного – порядка 70–90 тыс. руб. При этом нужно иметь в виду, что техника ломается и требует дополнительных расходов на ремонт. И вот на последнем совете инженеров высказали простую идею: вместо сушильных шкафов оборудовать камеры с инфракрасными обогревателями. То есть в комнате сделать крепления, стоимость которых около 10 тыс. руб., и поместить там 2–3 инфракрасных обогревателя стоимостью 2 тыс. руб. каждый. При этом излучение будет направлено на конкретный объект, а не на обогрев помещения как такового, что позволит высушить одежду быстрее.

Ещё одна интересная и оригинальная идея – голосовой помощник дежурного по станции. Один из участников предложил адаптировать его в смартфоне под железнодорожную станцию Сеятель. То есть голосовой помощник «накачивают» нужной информацией, затем, задав любой вопрос, мы быстро и чётко получаем ответ. Всевозможные нормы, правила, акты с привязкой к конкретной станции – всё это не придётся снова и снова искать. Необходимая информация будет максимально доступна.

– Достаточно большой блок в программе совета был посвящён выступлению молодёжи. В инновационной деятельности вы делаете ставку на молодых работников?

– Я делаю ставку на взаимодействие разных поколений. У молодёжи много энергии и нестандартное, разноплановое видение ситуации. Если их правильно направить, мы получим мощный эффект. Опытное поколение железнодорожников как раз может создать необходимый вектор, помочь соотнести инновационный подход с той нормативной базой, которая у нас есть. Тем не менее, у молодых работников огромный потенциал. Поэтому на прошедшем совете инженеров мы организовали встречу с председателями совета молодёжи каждого структурного подразделения.

Ребята очень интересно рассказали о своей работе, о своём образе жизни. Это и социальные вопросы, и волонтёрское движение, но главное – помощь в технологических вопросах и оптимизации процессов. Несколько выступлений хочу особо отметить: Анжела Курило (ДЦС Новосибирск), Екатерина Васильева (ДЦС Белово), Дарья Косилова (станция Алтайская) – видно, что они горят общими целями. Благодаря стараниям таких людей другие железнодорожники видят в совете молодёжи серьёзную поддержку.

Также хочу отметить Вадима Хлебникова (ДЦС Омск), который получил звание инновационного председателя совета молодёжи. Омичи ещё в 2018 году организовали хакерспейс – место, где железнодорожники могут собраться и обсудить какой-то вопрос. То есть это комната, где есть стандартный набор мебели, два ноутбука, интерактивная доска. Когда руководитель ставит перед ребятами определённую задачу, которая требует нестандартного подхода, они могут там собраться и выработать решение. Как показала практика, хакерспейс оказался действенным инструментом. Сейчас в Новокузнецке хотят повторить этот опыт, но уже на базе узла, привлекая к работе на площадке представителей смежных предприятий.

Это только одна из прозвучавших идей. Думаю, что обмен опытом подстегнёт к инновационной и социальной деятельности те станции, где эти направления развиваются не так активно. Также этому будет способствовать неофициальное общение между ребятами и экскурсионная программа, которая каждый раз меняется. Участники первого совета инженеров побывали на Новосибирском авиационном заводе имени В.П. Чкалова, второго – на заводе по производству железнодорожного грузового подвижного состава АО «Алтайвагон». В этом году железнодорожники посетили Омский нефтеперерабатывающий завод, где увидели, как там устроена инженерная деятельность, выстроена система охраны труда.

– Какие перспективы развития для совета инженеров вы видите в будущем? Будет ли формат снова меняться?

– Мы убедились, что это очень полезное мероприятие, которое необходимо продолжать. Знаю, в дальнейшем оно будет проводиться на постоянной основе и, возможно, несколько раз в год. Сегодня высокая динамика обновления внешней среды заставляет нас постоянно меняться: привычные принципы управления уже не так эффективны, требуются иные методы – постоянный поиск новых идей, нестандартных подходов и механизмов, которые позволят перейти компании в новое качество. Что касается формата, он зависит от наших сегодняшних целей. Сейчас я уже вижу, как изменится программа следующего совета инженеров, под какой эгидой он будет проходить. Но озвучивать пока не хочу, чтобы сохранить элемент неожиданности для участников.
Беседовала Дарья Доротова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29