07 апреля 2020 06:56

07 апреля 2020 06:56

фото: михаил пермин

Время волшебства

Играть роль Деда Мороза – это большая ответственность, ведь ты должен уметь подарить ребёнку чудо своим появлением

Николай Гнучев, руководитель-хормейстер Новосибирского Дворца культуры железнодорожников
– Николай Николаевич, в стенах дворца культуры вы известны не только как хормейстер, но и как Дед Мороз. Как давно примерили этот образ?

– Дедом Морозом стал почти 25 лет назад. В 1994 году пришёл в детский сад № 163 в качестве музыкального руководителя. Когда время близилось к Новому году, встал вопрос, кто этого персонажа отыграет. Предложение поступило мне. С того момента каждый год на протяжении 18 лет надевал на себя костюм сказочного персонажа и водил с детьми хороводы. Во Дворце культуры железнодорожников в роли Дела Мороза выступаю с 2009 года.

Быть Дедом Морозом – это большая ответственность. Ведь ты должен уметь подарить ребёнку чудо своим появлением. Не просто выйти в халате и потрясти бородой. Нужно приложить все усилия, чтобы дети поверили в волшебство праздника, в чудо.

– С какими курьёзными моментами сталкивались при работе с детьми?

– Их довольно много. Хорошо запомнил случай, когда ещё работал в детском саду № 163. Девочка одной из воспитательниц уже выпустилась из сада, но всё равно любила приходить на утренники. Она и заявила, что Дед Мороз не настоящий, когда обнаружила меня без бороды и костюма в одном из кабинетов. На тот момент у меня был широкий кожаный ремень с наклёпками, на который она и обратила внимание. Если выкрутиться с растаявшей бородой и костюмом удалось в два счёта, то по поводу рокерского атрибута пришлось быстро придумывать историю его появления. В итоге рассказал, что ремень это – подарок от брата, Санта Клауса. Как ни странно, сомнение в глазах ребёнка сразу исчезло. Поверила.

Как-то на хороводе ко мне подбежали двое мальчишек. Стоят, спорят между собой о том, настоящий ли Дед Мороз, и как дёрнут за бороду. Хорошо, что я её крепко прикрепил, выдержала. Случалось, что нужно уже выходить на сцену, а усы отвалились. Тогда они были на проволоке и шли с бородой как единое целое. Выбора не было, пришлось фиксировать бутафорию поверх своих волос с помощью суперклея. После выступления всё это отдирал так, что повылезла добрая половина родных усов.

– Во что верят сегодняшние дети?

– Дети всегда верят в то, что Дед Мороз придёт на следующий год. Обязательно спросят, вернусь ли к ним, ведь это значит, что они получат не только подарки, но и внимание.

На спектаклях ребятишки верят, что стали свидетелями волшебства. Потому что Дед Мороз может перевоплощаться в совершенно другой облик. У нас есть один трюк, когда я буквально на секунду захожу за кулисы, ко мне подбегают 4 человека, сдергивают костюм, и в тот же момент я выхожу на сцену уже в другом облачении. Дети от такого фокуса верещат, прыгают и радуются.

– Какие подарки просят у Деда Мороза?

– Зависит от ребёнка. Маленькие детки отличаются в своих желаниях. Обычно они хотят получить машинку, куколку или любую другую игрушку. Ребёнок постарше храбреет и просит вещи подороже – айпад или айфон. Но опять же, не будем забывать, кто эти подарки покупает.

– А сами что дарите?

– Любой танец, стихотворение или песенка ребёнка поощряются конфетами и сувенирами.

– У Деда Мороза есть помощники?

– Обязательно. Если говорить про сказочный вариант, то это Снегурочка, гномики, зайчики и прочие сказочные существа. А если серьёзно, то с организационной точки зрения на Деда Мороза работает весь Дворец культуры железнодорожников. Чтобы этому образу стать настоящим волшебником в глазах детей, задействованы работники ДКЖ, несколько танцевальных коллективов, техническая служба. Проще сказать, что заняты все, начиная от директора и заканчивая техничкой.

– Николай Николаевич, расскажите подробнее о своём костюме.

– Это образ, которому присущи могучесть, морозность и, конечно же, доброта. Вспомните сказку «Морозко», какой там был наряд у Деда Мороза. Я придирчиво отношусь к этим запахнутым халатам, коротким бородёнкам и измятым бесформенным шапкам. С таким образом никакую сказку уже не принесёшь. Насмотревшись на таких персонажей, дети не хотят верить в новогоднее чудо. Если в тебя поверили, значит, ты получился. Дед Мороз должен быть представительным, ярким, мощным, настоящим дедом.

В своём понимании я непреклонен. Поэтому костюм создан собственными силами. Шила жена, а я выступал руководителем, говорил, что и где будет. Хотелось отойти от, как я его называю, среднеазиатского халата и придать костюму более статный и величавый вид. Так как я ещё и народник, сделали его более символичным. Получилась шуба с двойной накидкой, на которой пришита тесьма с бахромой. Ткань украшена бусинами: красные напоминают ягоды рябины, белые – жемчуг. Золотистая вышивка с кисточками придаёт некоторую весёлость. Самоцветы, разбросанные по кафтану, делают образ более насыщенным. При обычном свете всё выглядит просто красиво, но уже на сцене, при софитах, всё переливается и блестит.

Посох – важный атрибут для моего персонажа. Он сборно-разборный и сделан из кедра. Оснащён светодиодными гирляндами, которые загораются при нажатии на кнопку. Довольно увесистый. Сейчас таким особо не удивишь, только взрослые иногда подходят, чтобы рассмотреть лучше. Потому что в наше время это была обычная палка, обмотанная мишурой.

Бороду тоже делали на заказ. Она не из дешёвых, поэтому стараюсь сильно не стирать. Пусть на свету она желтоватого оттенка, зато на сцене смотрится как белая. Усы, соответственно, также приклеиваются.

– Раскройте секрет, какой Дед Мороз в обычной жизни?

– Люблю жизнь и стараюсь, чтобы окружающие её также любили, относились друг к другу с уважением. В основном, моя жизнь артистическая, мне нравится петь и танцевать. На работе я художественный руководитель ансамбля музыки для народа «Дружина». В ДКЖ по совместительству хормейстер ансамбля русской песни и танца «Родной земли краса». Дома я любящий муж для супруги Аллы и заботливый отец для двух дочерей – Анастасии и Марьяны. И если младшей дочери в моём образе всё нравится, то Анастасия даёт советы по макияжу и внешнему виду. В свободное время люблю вязать крючком. Сидишь, петли считаешь, думаешь о своём. Одним словом, отдыхаешь.

А с ДКЖ меня связывает не только работа. В 1989 году, когда поступил в музыкальное училище, узнал, что здесь есть ансамбль русской песни и танца. Стал приходить на репетиции к Виктору Коровину, который руководил этим коллективом 35 лет. Для меня он стал наставником, который передал мне большой опыт. Пришло время, и я вернулся в родные стены.
Беседовала Наталья Кулакова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31