16 января 2021 05:48

16 января 2021 05:48

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: михаил пермин

Помогает картирование

Картирование основных производственных процессов существенно помогает определению и максимально возможному сокращению эксплуатационных потерь. В этом уверен ведущий технолог сектора новых технологий Западно-Сибирской дирекции по ремонту пути Роман Ткалун, курирующий в своём хозяйстве ход реализации проектов бережливого производства.
– В нашей дирекции создан проектный офис, в рамках которого налажена система подача и рассмотрение предложений от всех структурных предприятий, а также обмен опытом между ними, – рассказал «Транссибу» Роман Васильевич. – Целевой показатель на 2019 год декомпозирован на уровень путевых машинных станций (ПМС) таким образом, чтобы участвующие в программе бережливого производства предприятия смогли достичь максимального экономического эффекта. Таким образом, все наши ПМСы, прямо или косвенно задействованные по этому направлению работы, показывают вполне ощутимые результаты.

Речь идёт как об улучшении производственных показателей, так и об экономии человеческих и материальных ресурсов. В целом для дирекции текущий год складывается вполне успешно. Суммарный оценённый годовой экономический эффект от внедрения проектов бережливого производства превысил 6,5 млн руб. Наибольший вклад в общую копилку внесли коллективы ОПМС-19, ПМС-177 и ПМС-239. Каждый проект направлен на повышение эффективности основной деятельности.

Внедрение проектов на производственных базах предприятий приносит видимые улучшения  в выполнении работ по монтажу и демонтажу рельсошпальной решётки, транспортировке элементов верхнего строения пути, эксплуатации механизмов и оборудования. При проведении ремонтной кампании на полигоне магистрали усовершенствуются операции, применяемые в спектре оздоровления верхнего строения пути.

Так, во II квартале очень полезное решение предложили в ПМС-22 в виде проекта «Оптимизация технологии работ по усиленному капитальному ремонту с выработкой 3500 метров в сутки на закрытом перегоне». Новинка позволила сократить время технологического процесса и снизить потери, связанные с выездом рабочих поездов (укладочных кранов). Годовой экономический эффект составил 427 тыс. руб.

– Оперативная рабочая группа, которой руководил главный инженер предприятия Владимир Чанов, провела картирование существовавшего производственного процесса, – продолжает Роман Ткалун. – Оно наглядно показало, что при усиленном капитальном ремонте пути заезд и выезд укладочных кранов на закрытый перегон осуществляется последовательно по одной или двум их единицам, что вело к значительной потере времени на маневровую работу и переформирование рабочих поездов. При внедрении проекта бережливого производства применена поточная технология ремонта, с максимальным сокращением маневровой работы.

Теперь выполнение работ по подготовке, укладке и разборке пути стало производиться одновременно тремя путевыми комплексами. Это позволило сократить на 14,5% потери, связанные с выездом рабочих поездов. Остальные работы по выправке пути, смене плетей, сбору инвентарных рельсов выполняются двумя комплексами путевых машин. Время технологического процесса уменьшилось на 52,8%.

Увеличение выработки ремонта пути с 1480 до 3500 метров в сутки достигнуто за счёт следующих изменений в технологии. Это – применение поточной технологии ремонта с максимальным сокращением маневровой работы, использование высокоскоростных щебнеочистительных машин и выполнение работ по укладке и разборке пути одновременно несколькими путевыми комплексами.

Пересмотрен технологический процесс «Усиленный капитальный ремонт верхнего строения пути с закрытием перегона на весь период при глубокой очистке щебёночного балласта, с устройством разделительного слоя из пенополистирольных плит или геотекстиля». Новая технология особенно перспективна при ремонте на участках с высокой интенсивностью движения поездов и ограниченной пропускной способностью.

– Конечно, картирование мы применяем и при укладке рельсошпальной решётки, выявляя потери в темпе, и при определении качества подготовки балластной призмы, – поясняет Роман Ткалун. – Собственно говоря, картирование – это достаточно простая и наглядная графическая схема, изображающая материальные и информационные потоки, необходимые для получения эффективного конечного результата. Наглядная карта потока его создания даёт возможность сразу увидеть проблемные места и на основе анализа выявить все непроизводительные затраты и процессы, разработать план улучшений.

По словам ведущего технолога, в 2020 году в Западно-Сибирской дирекции по ремонту пути намерены продолжить формировать такую производственную культуру, где каждый работник активно участвовал бы в подаче предложений и реализации проектов бережливого производства. Осознавая важность и необходимость улучшений, ощущая причастность к достижению общих целей, труженики также будут иметь возможности и для своего профессионального роста, и для материальной поддержки.
Владимир Павлов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31