17 мая 2021 18:43

17 мая 2021 18:43

фото: михаил пермин

Этапы большого пути

Сегодня исполняется 75 лет со дня основания локомотивного депо Московка – одного из крупнейших коллективов Омского региона дороги

Исторически сложилось, что локомотивное депо Московка, созданное в суровые военные годы, всегда было в авангарде технических преобразований, внедрения новых технологий обслуживания и ремонта самого современного подвижного состава на каждом этапе своего развития. За 75 лет из стен предприятия вышло более 135 тыс. отремонтированных локомотивов, внедрены сотни рационализаторских предложений, достигнуты тысячи производственных побед.
Началась история депо в 1944 году. Рост воинских и тыловых перевозок через Омск привёл к тому, что железнодорожный узел работал на пределе своих возможностей, не хватало станционных путей, помещений для ремонта подвижного состава. Парк паровозного депо Омск на тот момент насчитывал около 250 единиц магистральных и маневровых локомотивов. Предприятие задыхалось, тормозилось движение поездов через город.

В этих условиях Наркоматом путей сообщения принято решение строить новое депо в районе недавно созданной станции Московка. Первым начальником предприятия, который лично руководил ходом строительства, назначен Аркадий Червяков. Под его руководством работы были завершены в короткий срок, за что Аркадий Яковлевич впоследствии был удостоен ордена Ленина и медали «За трудовую доблесть».

– Весь маневровый паровозный парк вместе с локомотивными бригадами из депо Омск был передан в Московку, – рассказывает хранитель истории предприятия, ветеран труда Виктор Фольгард. – Позже сюда же были переданы ещё 24 паровоза серии СО. Кадрами новое депо укомплектовалось ещё до сдачи в эксплуатацию. Костяк коллектива составили опытные ремонтники и паровозники из депо Омск. Пополнение поступало и из других железнодорожных предприятий, в том числе из вагоноремонтного поезда № 6, прибывшего в Омск из прифронтовой полосы.

В 1953 году на Омском отделении дороги был запущен первый пригородный электропоезд Московка – Куломзино (Карбышево-1), а с 1955 года начали поступать первые электровозы серии ВЛ22. С этого момента депо Московка стало главным электровозным предприятием на железной дороге. Пригородные электропоезда и маневровый парк были переданы в депо Омск.

В эти же годы десятки передовиков-машинистов депо участвуют в развитии тяжеловесного движения. А выдвинутая деповцами инициатива вождения поездов по «большому кольцу» без смены локомотива протяжённостью сначала до 1500 км, а затем до 1800 км стала настоящей трудовой революцией в практике вождения поездов.

Новый метод эксплуатации электровозов на длинных тяговых плечах со сменными поездными бригадами, впервые внедрённый в депо Московка, получил распространение по всей сети железных дорог страны. За это в 1960 году коллектив предприятия был награждён дипломом первой степени ВДНХ СССР. Пятнадцати участникам разработки были вручены медали и денежные премии.

– В 1960-е годы начинается эпоха научной организации труда. В этот период в депо вводятся в эксплуатацию 12 механизированных поточных линий подъёмочного ремонта электровозов. Вводится диспетчерское и графиковое управление всеми видами ремонта локомотивов. Вдвое возрастает механизация работ, – говорит Виктор Густавович.

В 1970-е годы в депо началось активное поступление локомотивов серии ВЛ-10. В эти годы большую роль для дальнейшего развития и модернизации ремонтной базы предприятия сыграло открытие экспериментального участка депо, который возглавил Геннадий Прохорихин. Технические новинки, разработанные творческой группой цеха, ещё несколько десятилетий использовались в ремонтной базе депо Московка.

– К середине 1980-х годов более 70% объёмов перевозок по Западно-Сибирской железной дороге на электротяге постоянного тока обеспечивали локомотивы депо Московка, – подчёркивает ветеран. – Основой устойчивой работы стал своевременный и качественный ремонт электровозов. К этому времени были механизированы все технологические операции производства, работали 9 поточных линий, на которых было задействовано более 100 приспособлений, механизмов и стендов.

Переломным моментом в новейшей истории депо Московка, предопределившим его современную специфику, стало 1 января 2002 года. Впервые на сети железных дорог страны в рамках усиления специализации железнодорожного транспорта локомотивные депо Московка и Омск были разделены по видам деятельности на ремонтное и эксплуатационное. Результатом стало объединение ремонтных цехов обоих депо в одно базовое ремонтное предприятие Московка. Эксперимент был признан удачным и тиражирован по всей стране. С этого времени коллектив предприятия специализируется на ремонте и техническом обслуживании всех видов локомотивов.

Технический прогресс не стоит на месте, и новый виток в истории предприятия связан с началом поступления на дорогу современных инновационных локомотивов 2ЭС6 «Синара» и 2ЭС10 «Гранит». Ремонтное локомотивное депо Московка было определено как базовое сетевое депо по ремонту электровозов серии 2ЭС6 «Синара» с планируемым объёмом подъёмочного ремонта 200–250 локомотивов в год. Первая партия электровозов новой серии поступила в депо в феврале 2012 года. В марте был освоен ремонт «Синар» в объёме ТР-30 на специализированном ремонтном стойле с пропускной способностью 30 локомотивов в месяц. На предприятии начался активный процесс модернизации и специализации ремонтной базы под новые серии локомотивов.

С 1 июля 2014 года ремонтное локомотивное депо Московка в числе ещё 26 ремонтных локомотивных депо России становится сервисным локомотивным депо Московка в составе ООО «СТМ-Сервис». Все электровозы и тепловозы приписного парка эксплуатационного локомотивного депо Омск были приняты на сервисное обслуживание.

– В последние пять лет наше предприятие активно развивалось, – говорит начальник сервисного локомотивного депо Московка Сергей Чальцев. – Получены сертификаты на право производства всех видов ремонта и технического обслуживания локомотивов серии 2ЭС6 (ТО-2, ТР-30, ТР-300, ТР-600), а также сертификат на право выполнения заводского ремонта со сменой элементов колёсных пар электровозов этой же серии. Мы ведём постоянную работу, направленную на повышение эксплуатационной надёжности деталей, узлов и сборочных единиц электровозов 2ЭС6.

Есть в новейшей истории депо и свои трудовые династии. К примеру, трудовой стаж династии Гейнц насчитывает 139 лет, к вековой дате подходят и представители семьи Трифоновых. Свой трудовой путь в депо Московка начинали многие командиры производства, в том числе начальник Западно-Сибирской дирекции тяги Сергей Ахмадеев, начальник службы экономики и финансов железной дороги Леонид Батеньков.

Прославленный коллектив не останавливается на достигнутом. В 2019 году в депо поступили тепловозы новой серии ТЭМ14, сейчас идёт освоение всех видов ремонта этого локомотива.
Светлана Заносова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31