26 января 2021 20:45

26 января 2021 20:45

фото: михаил пермин

Энергичное сбережение

Западно-Сибирская дирекция тяги стала в этом году лидером среди подразделений дороги по реализации проектов бережливого производства

Антон Мисюра, заместитель начальника технического отдела Западно-Сибирской дирекции тяги
– Антон Максимович, расскажите об участии дирекции в реализации проектов бережливого производства? И как это выглядит в цифрах?

– Западно-Сибирская дирекция тяги участвует в этой программе с 2012 года. Если говорить о цифрах, то за 7 лет нами было организовано более 200 проектов улучшений с общим экономическим годовым эффектом свыше 120 млн руб. При этом было пересмотрено 170 технологических и организационных документов. За последние 
3 года количество перешло в качество – экономический эффект на единицу проекта увеличился в 6 раз.

Всего за текущий год нашей дирекцией было улучшено 4 процесса, реализовано 19 проектов бережливого производства с годовым экономическим эффектом 29 млн 740 тыс. руб. С учётом того, что нам был установлен план на этот год в 29 млн 260 тыс. руб., мы не только смогли его выполнить, но и перевыполнили на 2%. И эти, на первый взгляд, невысокие два процента, дорогого стоят, потому что наш финансовый показатель – лучший на Западно-Сибирской дороге среди всех дирекций и служб. Достаточно сказать, что совокупный экономический эффект от проектов улучшения составил 128 млн 570 тыс. руб., из которых, как уже говорилось, свыше 29,7 млн руб. (или 23 %) – это вклад нашей дирекции.

Рейтинг Западно-Сибирской дирекции тяги среди остальных дирекций тяги – 8 место.

– Для такой успешной деятельности очень важна работа проектного офиса дирекции тяги. Каковы её основные направления?

– Ежемесячно на селекторных совещаниях с эксплуатационными локомотивными депо у нас рассматриваются итоги оптимизации основных процессов, в которых задействованы работники дирекции тяги. Обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются участники рабочих групп структурных подразделений, определяются депо, которые проявили себя в данном вопросе лучше, чем остальные. А после внедрения проектов в проектном офисе дирекции тяги рассматривается возможность их тиражирования во все депо.

– Скажите, а какие из депо вы хотели бы отметить?

– Очень хорошая организация работы по реализации проектов бережливого производства в эксплуатационном локомотивном депо Барабинск (главный инженер – Николай Кононов). Под его руководством было внедрено 4 функциональных проекта с общим эффектом в 10,3 млн руб., что составляет более трети от всего показателя нашей дирекции. В этом коллективе руководство серьёзно подошло к организации информационной работы среди сотрудников о важности проектов бережливого производства, уделяет большое внимание мотивации инициаторов, и налицо результат – деповцы часто предлагают интересные и полезные идеи. В этом секрет успеха эксплуатационного локомотивного депо Барабинск.

Среди наиболее ярких примеров экономии можно назвать проект эксплуатационного локомотивного депо Белово «Изменение режима ведения грузовых поездов на участке Красный Камень – Трудармейская», где за счёт переноса проверки действия тормозов на перегон Красный Камень – Трудармейская был сокращён расход электроэнергии на тягу поездов. Там предложили осуществлять проверку действия тормозов на эффективность для грузовых поездов на 307 км перегона Красный Камень – Трудармейская. При этом экономия электроэнергии составляет 120 кВт•ч с одной поездки за счёт исключения потребления электроэнергии на разгон локомотива для преодоления подъёма. В депо Белово была разработана инструкция, пересмотрена режимная карта, внесены изменения по ведению грузовых поездов на данном участке.

А до внесения изменений проверка тормозов на эффективность для грузовых поездов нечётного направления устанавливалась на 296 км перегона Красный Камень – Трудармейская, после чего следовал подъём 4,2%. Проследование данного подъёма на сниженной после проверки тормозов скорости приводило к дополнительному расходу электроэнергии.

По данным SAS-Portal, за период с 1 июля 2018 года по 31 июня 2019 года на участке Красный Камень – Трудармейская проследовало почти 6 тыс. поездов. Учитывая, что стоимость 1 кВт•ч электроэнергии по состоянию на 10 июня 2019 года составляла 3,2 руб., при переносе места проверки тормозов на эффективность для грузовых поездов перегона Красный Камень – Трудармейская экономический эффект за год превысил 2,3 млн руб.

– Антон Максимович, а в чём заключается суть реализуемых проектов, на которых удаётся сэкономить больше всего?

– Наш тренд в этом плане – серьёзная экономия электроэнергии.  Этого удалось достичь при реализации проектов, связанных с изменением режима ведения поездов на участках Красный Камень – Трудармейская, Иртышское – Любовка, Барабинск – Инская, Тайга – Барабинск, Белово – Топки, Новокузнецк – Восточный, Кондома. Там удалось сократить расход электроэнергии на тягу поездов при переносе участка для проверки действия тормозов локомотива. 

Хороший эффект дало снижение рабочего времени локомотивной бригады при опробовании тормозной магистрали на станции и исключение смены локомотивных бригад. Совместно с железнодорожной станцией Московка внедрён мультифункциональный проект бережливого производства.

Мы не останавливаемся на достигнутом. Сейчас продолжается активная работа по оптимизации технологических процессов. И уже сегодня у нас есть проекты бережливого производства для внедрения в IV квартале 2019 года.
Беседовал Олег Таран
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31