24 января 2021 02:51

24 января 2021 02:51

фото: михаил пермин

Проводник к успеху

Наставник должен не только обучать нового сотрудника, но и создавать положительный имидж компании

Впервые на Западно-Сибирской железной дороге 24 октября прошёл форум наставников. Труженики магистрали обсудили вопросы, связанные с адаптацией молодёжи и мотивацией на обучение новых сотрудников.
«Нам ещё многому предстоит научиться»

На форум пригласили 120 железнодорожников, которые уже зарекомендовали себя в наставничестве. Как рассказал заместитель начальника железной дороги по кадрам и социальным вопросам Александр Теслевич, перед мероприятием каждый участник прошёл специальное собеседование.

– Система наставничества, зародившаяся ещё в XIX веке, претерпела серьёзные изменения. Но её суть осталась прежней – это передача опыта, профессиональных и корпоративных знаний. Тем не менее, в результате этих перемен накопилось множество моментов, которые необходимо либо развивать, либо переформатировать. К примеру, сейчас в дирекциях компании существуют различные положения о наставничестве. Нужно понимать: если мы работаем в едином холдинге, условия должны быть понятны и близки всем. Нам ещё многому предстоит научиться, – считает Александр Михайлович.

В своём приветственном слове заместитель начальника железной дороги поблагодарил всех присутствующих за вклад в развитие компании и адаптацию молодых коллег на производстве. Также он подчеркнул, что не все железнодорожники, кто готов поддержать коллег и поделиться своими знаниями, официально числятся наставниками. Но это не даёт повода приуменьшать их заслуги.

От статистики к мнению

Начальник службы управления персоналом железной дороги Андрей Баулин рассказал, что в настоящий момент наставничество стало мировым трендом и частью корпоративной культуры каждого крупного холдинга. Он напомнил, что в 2018 году в Москве прошёл первый всероссийский форум «Наставник», который собрал более 10 тыс. человек. Западно-Сибирскую железную дорогу в этом мероприятии представляла делегация из 9 работников, воспитавших немало грамотных специалистов и руководителей магистрали. Кроме того, осмотрщик вагонов эксплуатационного вагонного депо Инская Римма Кермас первая в транспортной отрасли получила государственную награду – знак отличия «За наставничество».

– Сейчас на железной дороге разработаны и реализуются 24 положения о дополнительной мотивации работников. За 9 месяцев 2019 года поощрено порядка 7,8 тыс. тружеников на сумму более 50 млн руб. Ежегодно около 4,9 тыс. специалистов вручают различные виды наград, – изложил статистику Андрей Баулин.

В свою очередь, руководитель центра оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики Ксения Доминиене рассказала о результатах исследования, проведённого накануне форума. Согласно анкетированию, стать наставником железнодорожников побуждают желание делиться собственным опытом (78,8%), повысить уровень квалификации коллег (48,9%) и материальное поощрение за наставничество (40,4%). А отказать – высокая нагрузка (58,5%), отсутствие коммуникативного навыка (56,4%), нежелание обучаться у молодых работников (39,4%). В качестве мотивации для наставнической деятельности железнодорожники, в первую очередь, называют дополнительную оплату, затем – выделение наставничества в основную функцию и возможность карьерного роста. Практически все участники анкетирования отметили, что наставников необходимо обучать быть именно наставниками, то есть приёмам коммуникации, методам грамотно и структурированно передавать свой опыт.

– Результат наставника – это результат ученика, – уверен начальник станции Обнорская Кирилл Михайлов, который смог взглянуть на вопрос производственного обучения с двух сторон. – В своё время я как молодой специалист столкнулся с рядом проблем, которые мы решали совместно с наставником. Не стоит недооценивать степень дискомфорта тех условий, в которые попадает сотрудник при приёме на работу. Новый коллектив, сложные обязанности, устоявшиеся правила – это всё наваливается в один момент. Следует создать доверительную обстановку и внимательно относиться к новичку. Не следует критиковать компанию, железную дорогу и коллег, чтобы запал молодого сотрудника не иссяк. Лучше обратить внимание на историю предприятия, рассказать о его целях и задачах.

Разговор о главном

Участие в форуме также приняли приглашённые спикеры. Кандидат социологических наук, бизнес-тренер Екатерина Козина рассказала об особенностях поколений, взглядах и ценностях современной молодёжи. Директор по проектам и программам в образовательной сфере АО «Технопарк» Семён Анциферов попытался раскрыть обширную тему мотивации педагогов. Но одним из самых интересных этапов первого форума наставников стала встреча с начальником Западно-Сибирской железной дороги Александром Грицаем.

– Мы ждём, что наставник в кратчайшие сроки доведёт нового сотрудника до требуемого уровня подготовки. Но разве это зависит от него одного? Если у молодого человека не будет желания погрузиться в профессию, вряд ли кто-то со стороны поможет ему стать профессионалом. И здесь большое влияние оказывает атмосфера в коллективе – атмосфера взаимного уважения друг к другу, – уверен Александр Валерьевич. – Общение, понимание, вовлечение человека – это тот ключ, который приведёт к успеху в производственной деятельности. Наставничество – очень нужная и важная тема в контексте формирования лояльности наших работников к компании.

Участники мероприятия смогли задать руководителю магистрали интересующие их вопросы. К примеру, о дисциплинарном наказании молодых работников, а также их наставников за различные производственные проступки. Отвечая на вопрос, Александр Грицай отметил, что нужно разграничивать причину ошибки, совершённой железнодорожником. Если за халатность нужно наказывать по всей строгости, то к отсутствию опыта стоит относиться более лояльно. Также он осудил руководителей, зацикленных на поиске ошибок у подчинённых, а не на их дальнейшем профессиональном развитии. Также участники форума затронули вопрос возрастающей производственной нагрузки. Начальник железной дороги отметил актуальность данной темы и подчеркнул, что безопасность сотрудников и клиентов всегда остаётся в приоритете.

В конце форума Александр Грицай ещё раз поблагодарил всех его участников и вручил заслуженные награды. Впервые шестерым работникам магистрали присвоено звание «Наставник ОАО «РЖД». Ещё 12 железнодорожников были удостоены звания «Лучший наставник на Западно-Сибирской железной дороге».
Дарья Доротова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31