19 января 2021 11:16

19 января 2021 11:16

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: михаил пермин

Меньше оборотов – ниже расход дизтоплива

Оптимизация работы дизелей тепловозов позволила эксплуатационному локомотивному депо Топки сэкономить более 1,7 млн руб.
Одной из главных задач, стоящих перед компанией, является снижение потребления топливно-энергетических ресурсов.

– Наши локомотивные бригады применяют эффективные методы ведения поездов, – отметил главный инженер депо Михаил Меркулов. – Они позволяют экономить потребляемую электроэнергию на тягу поездов и снижать расход дизельного топлива для выполнения маневровых и хозяйственных работ.

Вместе с тем, при анализе загруженности локомотивного парка депо, работающего на станциях Топки, Кемерово, Притомье, Предкомбинат, Бирюлинская и Забойщик, было выявлено, что загрузка тепловозов при работе на станции составляет от 30% до 70% за смену. То есть, выполняя маневровые работы, на протяжении до трёх часов в смену тепловозы функционируют в режиме холостого хода.

Был проведён анализ данных, полученных с ресурсосберегающего оборудования в период с января по август 2018 года. Он показал, что расход дизельного топлива при работе тепловозов на холостом ходу составил 5,5 кг в час. И за год выходила очень существенная сумма, растрачиваемая «вхолостую».

Руководством депо было принято решение о разработке проекта бережливого производства. В его основу легло предложение машиниста тепловоза Олега Никулина об оптимизации работы дизеля 1ПД4.

– Наш сотрудник предложил очень интересную идею – изменить количество оборотов коленчатого вала дизеля при работе локомотива в режиме холостого хода, – рассказал один из участников рабочей группы проекта, ведущий технолог депо Вячеслав Малиновский. – Были произведены необходимые расчёты, и мы решили опробовать новацию на одном из локомотивов.

Тепловозы приписного парка депо ТЭМ2 и ТЭМ18ДМ, задействованные в маневровом движении, оборудованы дизель-генераторной установкой 1ПД4 с электронным регулятором частоты оборотов коленчатого вала дизеля (ЭРЧО). Весной 2019 года, в период комиссионного осмотра, работники сервисного локомотивного депо Топки произвели регулировку частоты оборотов коленчатого вала, снизив её с 310 до 275 оборотов в минуту. Эта корректировка была выполнена с помощью изменений в настройке программного обеспечения ЭРЧО.

По словам Вячеслава Малиновского, повторный анализ показал, что благодаря произведённой регулировке частоты оборотов коленчатого вала, потребление топлива удалось снизить до 4,6 кг в час, или на 20%. Впоследствии подобная регулировка работы дизель-генераторной установки была произведена на всех 20 локомотивах депо. Экономисты предприятия подсчитали, что за счёт снижения потребления дизтоплива на 39,4 тонны годовой экономический эффект от внедрения проекта улучшений составляет 1 млн 726 тыс. руб.

– Предложение машиниста Олега Никулина является тиражируемым, – подчеркнул главный инженер депо Топки. – Оно экономически выгодно, технически несложно для исполнения и его вполне возможно широко внедрить на сети железных дорог.
Олег Таран
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31