19 января 2021 07:57

19 января 2021 07:57

фото: александр матвеев

Что за станция такая?

Посреди лесного массива в Сузунском районе Новосибирской области красуется высокая водонапорная башня, окружают которую пустующие остовы домов, опоры контактной сети без кабелей, покосившиеся заборы и другие заброшенные сооружения… Они когда-то образовывали станцию Тараданово. Почему же её покинули железнодорожники?
В тишине осеннего леса сложно представить, что когда-то этот лес пронизывала стальная магистраль, по которой с гулом мчались поезда с пассажирами, углем, рудой, зерном… Так что же превратило важный перевалочный пункт Среднесибирской магистрали в станцию-призрак? Всё дело в матушке-природе, с которой и по сей день не всегда под силу тягаться человеку.

1 апреля 1962 года – историческая дата для нашей магистрали. В этот день был запущен в эксплуатацию участок Карасук – Камень-на-Оби – Среднесибирская. Наконец-то для нескончаемого грузопотока появился альтернативный ход, миновавший перегруженный Новосибирск. Станция Тараданово располагалась на перегоне Средсиба Камень-на-Оби – Сузун и, как никакая другая, находилась близко к Оби. Берег великой реки в этом месте отнюдь не пологий – высота яра достигает 50 метров, а обвалы и оползни – и по сей день привычное, хотя и весьма опасное явление. Ещё когда сюда пришли строители железной дороги, местные жители увещевали их: не там строите, «съест» Обь вашу станцию. Селян не послушали, и в 1962 году Тараданово сдали в эксплуатацию.

Вот только народ дурного не посоветует: шли годы, и Обь, делающая в этом месте крутой изгиб, всё сильнее подмывала берег, приближаясь к станции. Когда яр обрушился уже на несколько сотен метров, Тараданово оказалась едва ли не на самом берегу, что уже угрожало безопасности движения. И руководство магистрали приняло решение: перенести станцию вместе с примыкающими путями вглубь бора.

Перенесли пути, устройства, часть сооружений, но многие объекты – вокзал, жилые дома работников, магазин и красавица-башня – так и остались на прежнем месте, ожидая неминуемой участи – быть поглощёнными ненасытной Обью…

А вот с одной из сибирских станций Тяжин, расположенной на соседней Красноярской магистрали, связана другая, куда менее печальная и скорее даже курьёзная история. Когда-то этой небольшой станции «повезло» стать единственным пунктом, увековечившим фамилию главы Временного правительства Александра Керенского. Название «Керенский» Тяжин обрёл сразу после Февральской революции, когда сам Александр Фёдорович был невероятно популярной персоной в приближавшейся к закату Империи.

Прошло всего несколько лет, и Керенский, эмигрировавший за границу, превратился из героя в едва ли не главного врага трудового народа. Началась и завершилась гражданская война, в стране окончательно установилась советская власть, образовался Союз Советских Социалистический Республик, а пассажиров, проезжавших по Транссибу, всё так же встречали большие буквы «Керенский» на вокзале одной из сибирских станций… Лишь в начале 1928 года местные власти «оклемались» и вернули станции и прилегающему к ней посёлку прежнее название, которое они носят и по сей день, – Тяжин.
Александр Матвеев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31