16 января 2021 21:11

16 января 2021 21:11

фото: ольга буткевич

Смена пришла

Вычислительная техника взяла на себя управление устройствами сигнализации, централизации и блокировки на станции Новокузнецк

Здесь завершился переход устройств автоматики и телемеханики на микропроцессорную централизацию (МПЦ). Оборудование и кабельные коммуникации полностью заменены. Их ввод в эксплуатацию повысит безопасность движения поездов и облегчит труд железнодорожников.
Впервые на Западно-Сибирской магистрали установлена микропроцессорная централизация стрелок и сигналов на базе российской системы МПЦ-ЭЛ, третья на сети. Система, по словам главного инженера Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры Петра Шейна, отличается надёжностью, компактностью, эргономичностью и информативностью о состоянии устройств СЦБ.

«Пульт-табло желобкового типа ушло в прошлое – рабочее место дежурного по станции теперь автоматизировано и оборудовано АРМ ДСП, которое позволяет видеть мнемосхему станции на мониторе компьютера, управлять стрелками, светофорами и другими объектами напольного оборудования, а также осуществлять контроль состояния технических средств, участвующих в процессе управления движением поездов. Проще говоря, перевод стрелок и открытие сигналов работниками движения сейчас осуществляются нажатием одной клавиши», – отметил Пётр Шейн.

Для обеспечения безотказной работы возникла необходимость в мгновенном обнаружении предотказного состояния. Работники не могут эффективно справляться с большим объёмом поступающей информации, поэтому была установлена система технической диагностики и мониторинга (СТДМ), которая достаточно функциональна. «Система может собирать и обрабатывать первичную информацию от постовых и напольных устройств МПЦ, формировать и сравнивать базы данных с работой устройств СЦБ, при выявлении несоответствий уведомлять о предотказном состоянии устройств СЦБ, передавать автоматически результаты диагностирования на автоматизированное рабочее место электромеханика (АРМ-ШН) и рабочее место диспетчера  Новокузнецкой дистанции СЦБ. Далее информация поступает в дорожный центр технической диагностики и мониторинга устройств автоматики и телемеханики, расположенном в ДЦУП в Новосибирске», – пояснил начальник Новокузнецкой дистанции СЦБ Анатолий Ихтендриц.

При внедрении микропроцессорной централизации все функции по автоматизации установки маршрутов, управления стрелками, сигналами, контроль рельсовых цепей и других напольных объектов выполняются средствами вычислительной техники.

По словам заместителя главного инженера магистрали Николая Милованова, в систему МПЦ-ЭЛ включено 105 светофоров и 85 стрелок, по которым производятся маршрутизированные и маневровые передвижения. Станция оборудована тональными рельсовыми цепями. Заменены светофорные головки на светодиодные светооптические системы.

«Выполнена замена стрелочных электроприводов типа СП-6 на стрелочные электроприводы типа СП-6МГ с электродвигателями комбинированного тока ЭМСУ-СП. Размещено постовое оборудование СЦБ в существующих помещениях поста ЭЦ, с заменой электропитающей установки и резервированием от устройств бесперебойного питания и дизель-генераторной электростанции контейнерного типа. Помещения оборудованы системами пожарной автоматики и пожаротушения, вентиляции и кондиционирования», – уточнил Николай Милованов.

Важно, отмечает начальник службы автоматики и телемеханики Станислав Шехирев, что за счёт внедрения новой микропроцессорной централизации сократились человеческие ресурсы на замену релейной аппаратуры, которую раньше обслуживали работники ремонтно-технологического участка Новокузнецкой дистанции СЦБ.

– Это отнимало достаточно много времени. Сейчас релейная часть исключена, поэтому её обслуживание не требуется. Вычислительная техника взяла на себя всё – автоматизацию установки маршрутов, управление стрелками и сигналами, контроль участков пути на станции, – подчеркнул Станислав Шехирев.

Ввод в эксплуатацию новой микропроцессорной централизации стал для станции моментом, можно сказать, историческим, хоть и напряжённым, потребовавшим от специалистов хозяйства максимального профессионализма. Централизацию здесь не меняли с 1967 года.

«Изюминкой» процесса переключения в начале «окна» в целях мотивации стал приз за первую, переключённую в МПЦ стрелку. Приз – это комплекты инструментов электромеханика СЦБ. Первую стрелку № 28 включила бригада № 17 работников Томской дистанции инфраструктуры. А героями стали старший электромеханик СЦБ Михаил Шундрин и электромеханики СЦБ Алексей Наседкин, Сергей Холодов и Владислав  Бобовский.  

– На самом деле, героями переключения прежней блочной электрической централизации станции Новокузнецк на новейшую микропроцессорную систему стали все 270 работников хозяйств автоматики и телемеханики, движения, пути и энергетики. Единая команда профессионалов нашей магистрали, – заключил заместитель начальника дороги по Кузбасскому территориальному управлению Евгений Шапуленко.
Анатолий Болдырев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31