25 января 2021 00:14

25 января 2021 00:14

фото: михаил пермин

Битва интеллектов, битва нервов

Состоялся финал V Корпоративного интеллектуального первенства на Западно-Сибирской железной дороге в формате брейн-ринга. Традиционно игра была посвящена Дню компании.
Первый «мини-юбилей» турнира, идея которого зародилась на Западно-Сибирской магистрали, был ознаменован необычными новшествами. Наиболее серьёзное из них – онлайн-викторина, предшествовавшая «очным» играм. В течение всей рабочей недели ежедневно на специальном интернет-портале появлялся пакет вопросов. За очень ограниченное время нужно было поочерёдно ответить на каждый из них, причём учитывалась даже скорость ответов.

Все вопросы онлайн-викторины были так или иначе связаны с историей железных дорог России и Западно-Сибирской магистрали. Отметим, что финальный её тур игрался на вопросах от руководителя магистрали Александра Грицая.

Онлайн-тренировки, безусловно, помогли знатокам-железнодорожникам настроиться на нужный лад. Однако главная цель этого нововведения была иной. По результатам интернет-этапа были отобраны 126 игроков из более чем 350 претендентов, из которых сформировали 21 команду методом... случайного набора. Шестёрки игроков объединялись не по принципу единого подразделения или давней дружбы, а лишь исходя из искренней преданности игре «Брейн-ринг».

И вот настало время «решающей битвы». В актовом зале управления железной дороги команды собрались, чтобы побороться за главный трофей – кубок в виде совы, символа интеллектуальных игр. Не забывая о том, в какой день проходит турнир, организаторы начали его с показа видеоролика, рассказывающего об основных достижениях дороги и компании за последние годы и планах на ближайшее будущее.

Открыл турнир заместитель начальника железной дороги по кадрам и социальным вопросам Александр Теслевич:

– Спасибо вам за усилия и знания. Вы лучшие из лучших, и вас уже ждут столы!

Но прежде чем над этими самыми столами с резким звуком начали загораться лампочки, Александр Михайлович предложил знатокам немного размяться и задал несколько вопросов, навеянных праздничным днем. Если год основания ОАО «РЖД» западносибирцы вспомнили без труда, то ответить, кто занимал в это время пост начальника нашей дороги и сколько раз Западно-Сибирская побеждала в отраслевом соревновании по итогам года, смогли далеко не все. Если затруднились и вы, раскроем интригу: магистраль в 2003 году возглавлял Александр Целько, а в активе ЗСЖД – восемь высших наград сетевого соревнования.

Каверзные вопросы ещё не раз ставили в тупик даже опытных участников «Брейн-ринга». Все они были так или иначе связаны с железнодорожной отраслью, но, как отметили организаторы, в этом году акцент был сделан не на точное знание фактов, а на логическую раскрутку. Другими словами, знатокам для ответа на большинство вопросов было достаточно общей эрудиции и чуточки смекалки.

Но для начала вкратце напомним правила «Брейн-ринга». Главное его отличие от «старшего брата» – игры «Что? Где? Когда?» – в том, что на вопрос здесь отвечают одновременно три команды, причём на скорость. Для этого разноцветные столы (на дорожном первенстве, как и в классическом «БР», они окрашены в синий, красный и зеленый) оборудованы специальной системой с кнопками. Выбрав версию ответа на вопрос, капитан нажимает на кнопку, лампа в центре стола загорается, что даёт право ответить на вопрос раньше двух других команд. На обсуждение каждого вопроса отводится максимум минута, однако если команда нажимает кнопку раньше, но даёт неверный ответ, у двух других команд появляются дополнительные 20 секунд. В этом и состоит главная интрига «Брейн-ринга»: рискнуть и дать непродуманный ответ на первых секундах либо обсудить вопрос с партнёрами по команде, дав шанс «обжать» себя соперникам? Ещё большее испытание для нервов капитана – когда команда знает правильный ответ сразу после прочтения вопроса. В этом случае нужно нажать кнопку раньше, чем соперники, но позже, чем начнётся отсчёт времени. Ведь за фальстарт команда лишается возможности отвечать на вопрос в принципе. В общем, градус адреналина в зале был, наверное, не меньше, чем на любом турнире по единоборствам.

Несмотря на то, что многие участники в этот день впервые увидели своих партнёров, тренироваться и сыгрываться команды пытались заранее, в онлайн-формате. И не только тренироваться: большинство из них даже сочинили девиз, который дружно чеканили перед началом игр. Удивительно, но на четырёх предыдущих турнирах участники девизами не могли похвастать, несмотря на гораздо более комфортные условия для подготовки. Ещё один плюс в пользу нового подхода к формированию команд.

Вопросы порой восхищали своей элегантностью. Вот пример: «Писатель Алексей Вульфов называет путейцев, ремонтирующих находящиеся в неидеальном состоянии и удаляющих пришедшие в негодность для последующей замены шпалы, железнодорожными ИМИ. Назовите ИХ». На первый взгляд, вариантов может быть масса, но давайте рассуждать. Видимо, речь идет о какой-то метафоре, сравнении с другой профессией. Удаление, замена, ремонт чего-то «больного»... Еще не догадались? Ну конечно, писатель тонко сравнил работников путевого хозяйства со стоматологами.

Другой вопрос: «Длина железных дорог ЭТОГО ГОСУДАРСТВА составляет 862 метра. О каком государстве идёт речь?». Тут попроще: поскольку длина путей ничтожно мала, но речь при этом идет об отдельном государстве, значит, и само оно очень невелико. Вероятно, даже самое маленькое по площади в мире. Осталось лишь вспомнить, что за страна носит этот «титул». Разумеется, Ватикан.

Ну, и в третий раз дадим читателю почувствовать себя за игровым столом. Внимание, вопрос (на этот раз посложнее)! «В 1936 году для высших чинов рейха был устроен железнодорожный круиз, призванный продемонстрировать качество новых немецких паровозов. На одном из перегонов поезд задержался на две с половиной минуты, после чего машинист практически случайно СДЕЛАЛ ЭТО. Ответьте тремя словами, начинающимися на последовательные буквы алфавита, что именно он сделал». И снова будем, как говорят знатоки, «раскручивать» этот заковыристый вопрос, тем более что есть подсказка про начальные буквы ответа. Наверное, никому не надо объяснять, чем локомотивной бригаде грозило даже небольшое опоздание состава во время демонстрационной поездки, к которой было приковано внимание всей нацистской Германии. Стало быть, машинисту пришлось всеми силами ликвидировать его, совершив практически невозможное. А именно... поставил рекорд скорости. Невольно бригада превысила все предыдущие показатели, разогнав паровоз с вагонами до скорости более чем 200 км/ч.

Игры (в первом туре – до 3 очков, во втором – до 4, а в финале – до 5) выходили порой настолько драматичными, будто разыграны по захватывающему сценарию. Так, в одном из полуфиналов установился счет на табло: 2-2-2, и судьбу путёвки в следующий раунд решал лишь один вопрос.

Не менее драматичным вышел и финал турнира. Волнение и близость победы сковали команды, до этого щёлкавшие вопросы, как орешки, и на три подряд вопроса ни одна из них не смогла дать ответа. По правилам «Брейн-ринга», в этом случае цена следующего вопроса увеличилась до четырех баллов. И в этот раз удача улыбнулась команде «Ласточки» – капитан команды, ведущий библиотекарь технической библиотеки на станции Камень-на-Оби Елена Даниленко вспомнила, что на одной из самых протяжённых в мире картин изображены станции и перегоны Великого Сибирского пути. Оторвавшись от соперников сразу на четыре очка, команда устами Елены (признанной, к слову, лучшим игроком турнира) на следующем вопросе укрепила преимущество и победила в финале и во всём первенстве.

– Играю в «Брейн-ринг» впервые, тем неожиданнее для меня награды, – поделилась Елена. – Наверное, удачной игре способствовала моя профессия – по роду деятельности приходится много читать об истории железных дорог.

Награды победителям вручил начальник железной дороги Александр Грицай:

– Здесь собрался интеллектуальный цвет магистрали. Надеюсь, и отборочный этап, и сегодняшние игры позволили вам обогатить свой багаж знаний об истории дороги и компании в целом.
Александр Матвеев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31