26 января 2021 21:04

26 января 2021 21:04

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: архив редакции

Избыточная бесперебойность

В Новосибирском информационно-вычислительном центре (ИВЦ) удалось совместить гарантированное электроснабжение оборудования с уменьшением количества аккумуляторов в блоках дополнительных батарей источников бесперебойного питания.
В такой стратегически важной отрасли, как железная дорога, электрооборудование должно работать чётко, без срывов и перебоев. Для этого применяются системы гарантированного питания с использованием АВР, которые дополняются источниками бесперебойного питания (ИБП) для сглаживания кратковременных процессов при переключениях фидеров питания. Всего на узлах сети передачи данных (СПД) Новосибирского региона в зоне ответственности ИВЦ, обеспеченных системами гарантированного электропитания, установлено 54 ИБП типа АРС SmartUPS с комплектом из четырёх аккумуляторных батарей (АКБ). Из них 22 устройства имеют дополнительные блоки по 8 аккумуляторов, которые служат для увеличения времени работы оборудования. В самом здании центра также установлен источник бесперебойного питания APC Simmetra с комплектом из 10 блоков АКБ. Таким образом, на всех ИБП установлены 464 аккумуляторных батареи, 256 из которых – в дополнительных блоках.

– В процессе работы мы столкнулись с тем, что производитель этого оборудования существенно ограничил сроки замены всех комплектов аккумуляторов, в том числе и с дополнительными блоками, – рассказал главный инженер Новосибирского информационно-вычислительного центра Иван Шелеметев. – Нам не рекомендовали производить длительное тестирование аккумуляторных батарей, находящихся в эксплуатации свыше трёх лет, во избежание отказов ИБП.

По словам руководителя, такое большое количество батарей при текущих условиях эксплуатации и требованиях к их обслуживанию являлось явно избыточным. Это было неэкономичным в связи с расходами на приобретение, с точки зрения трудозатрат на замену и логистику. Руководством центра была создана рабочая группа по подготовке проекта бережливого производства, который получил название «Вывод из эксплуатации дополнительных блоков аккумуляторных батарей ИБП на узлах СПД, обеспеченных гарантированным электропитанием».

– Разумеется, прежде чем пойти на такой шаг – отказаться от дополнительных блоков АКБ, мы провели мониторинг работы источников бесперебойного питания, – рассказал начальник отдела эксплуатации средств передачи данных и телекоммуникационного оборудования ИВЦ Александр Евстигнеев, возглавивший рабочую группу проекта. – Для анализа были взяты 26 ИБП на узлах сети передачи данных Новосибирского региона, включённых в систему мониторинга Tivoli.

Мониторинг, по словам специалиста, продолжался в течение 6 месяцев. Анализ показал, что на 18-ти из 26-ти узлов вынужденная продолжительность работы на аккумуляторах составила меньше минуты. В редких случаях необходимость обеспечения работы узлов СПД от аккумуляторных батарей составляла 54 минуты.

– Это доказало высокую надёжность гарантированного электропитания, а среднее расчётное время работы АКБ более 1 часа подтвердило отсутствие необходимости избыточно большого количества аккумуляторных батарей на каждом узле, – подчеркнул Александр Евстигнеев.

Расчёты показали, что отказ от эксплуатации дополнительных блоков батарей – это 176 аккумуляторов для ИБП APC SmartUPS и 72 аккумулятора для APC Simmetra, а также снижение в три раза трудозатрат на процедуру замены АКБ дают годовой экономический эффект 228 тыс. руб. И что важно – на стабильности работы узлов это не скажется.
Олег Таран
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31