19 января 2021 12:29

19 января 2021 12:29

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: михаил пермин

По лекалам эффективности

Артём Покормяков, начальник производственно-технического отдела Западно-Сибирской дирекции моторвагонного подвижного состава
– Артём Валерьевич, на чём базируется в моторвагонном хозяйстве успешное внедрение новинок в производство?

– Результаты реализации программы бережливого производства складываются из нескольких составляющих. Это и проявление лидерских качеств работников, и «вплетение» в процесс инженерно-технических специалистов, и активная позиция руководителей среднего звена. Мы прекрасно понимаем, что основная идея бережливого производства состоит в постоянном стремлении исключить любые виды издержек, и сегодня уместно вести разговор уже не столько о количестве, сколько о качестве проектов в рамках бережливой системы, которые реализуются в линейных подразделениях нашей дирекции, о вовлечении в процесс как можно большего числа тружеников.

– За минувшие семь лет перемены ощущаются?

– Эти перемены можно рассматривать с разных точек зрения. Прежде всего, назову изменения, касающиеся непосредственного внедрения проектов бережливого производства. Так, на начальном этапе данная технология воспринималась не иначе, как работающая в «замкнутом пространстве», на предприятии. На этом постулате были построены многие интересные проекты. Однако со временем стало ясно, что при корректировке технологических процессов часто возникает необходимость действовать вместе со смежниками.

– Основная идея – исключить издержки. Как они выявляются?

– Согласно теории, чтобы выявить потери, необходимо графически определить поток создания ценностей, то есть выстроить последовательность всех операций, которые выполняются в процессе перевозки. После того, как устранены лишние операции или минимизировано время их выполнения, станет гораздо легче организовать взаимодействие между организаторами услуги и клиентами.

– А на практике?

– На практике уместно говорить о многих составляющих успеха. Например, о компетентности, целеустремлённости и лидерских качествах руководства линейных предприятий. Начальники депо, главные инженеры, начальники технических отделов вносят значительный вклад в формирование и контроль реализации проектов. Большое значение имеет и техническая грамотность персонала. Здесь полезно включать в план технической учёбы темы, связанные с бережливым производством, а руководителям – держать качество освоения нового материала на контроле.

– Можете привести конкретный пример проекта улучшения?

– Хороший пример с существенной экономией касается моторвагонного депо Алтайская, в котором внедрён проект бережливого производства «Перевод на пультовую охрану путей отстоя электропоездов по станции Барнаул». В результате, затраты на охрану объектов снижены на 90%, годовой экономический эффект от охраны электропоездов в новом формате превысил 
630 тыс. руб. До внедрения новшества на охраняемом объекте, то есть на путях отстоя электропоездов на станции Барнаул, был выставлен пост охраны. После внедрения проекта в технологический процесс контроль за подвижным составом в тупиках стал осуществлять дежурный по депо на станции Барнаул с помощью систем видеонаблюдения. Таким образом, использованный дирекцией подход к внедрению технологии бережливого производства позволил концентрировать внимание не только на материальных ресурсах, но и на нематериальных – эффективности трудового потенциала.

– Что скажете о мотивации?

– Главным инженером дирекции постоянно ставятся новые задачи, и всегда приходится искать эффективные подходы к их решению. Конечно же, мотивация является хорошим стимулом для работников. Она позволяет подходить к вопросу заинтересованно, с полной ответственностью и пониманием.

– Артём Валерьевич, что можно добавить к сказанному?

– Учитывая специфику железнодорожной отрасли, достигнутые результаты работы были бы невозможны без качественного организационного обеспечения, руководящих документов, регламентирующей базы. Работа в этом направлении активно ведётся не только на уровне руководства холдинга, но и, соответственно, на дорожном уровне и уровнях структурных подразделений. И этой работе мы уделяем ничуть не меньшее внимание, чем практической реализации проектов улучшения.
Беседовал Владимир Павлов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31