23 января 2021 17:04

23 января 2021 17:04

фото: михаил пермин

Инновации со всех сторон

Специалисты Западно-Сибирской магистрали и их партнёры рассказали о ряде новшеств в железнодорожной отрасли

Сегодня в новосибирском Экспоцентре завершится VII международный форум и выставка технологического развития «Технопром – 2019». На ней железнодорожники представили свежие и перспективные разработки.
– На «Технопроме» мы хотим поднять серьёзную тему: как добиться ускорения научно-технологического развития и обеспечить для этого взаимодействие между наукой, индустрией, бизнесом, властью, – сказал, открывая форум, губернатор Новосибирской области Андрей Травников.

В течение трёх дней в Экспоцентре проходили пленарные заседания и панельные дискуссии на абсолютно разные темы. Например, участники обсудили создание центров геномных исследований, цифровые технологии в промышленности, конкуренцию экосистем. Но самой интересной и посещаемой стала выставка технологического развития. Впервые в ней приняла участие Западно-Сибирской железная дорога. Магистраль развернула масштабную экспозицию, в которой представила несколько инновационных решений.

– Учитывая, что с каждым годом дорога прирастает в объёме перевозок, нам необходимы новые технические решения, которые позволят увеличить пропускные и провозные способности магистрали, – отметил главный инженер железной дороги Андрей Черевко. – Наша экспозиция демонстрирует, какие решения на сегодняшний день уже внедрены, что проектируется и что будет внедряться. Также попытались осветить взаимодействие дороги с отраслевыми вузами и внешними партнёрами.

Так, работники региональной дирекции по ремонту пути презентовали усовершенствованный аппаратно-программный комплекс «Профиль-М». Он позволяет определить пространственные параметры рельсовой колеи и сократить затраты на выполнение натурных съёмок. Теперь тележку снабдили также двумя видеокамерами, направленными вертикально вниз.

– Так как «Профиль-М» фиксирует перемещение в пространстве при помощи GPS-антенн, то и изображение с камер привязано к определённым координатам, – пояснил начальник сектора новых технологий путевой машинной станции № 20 Дмитрий Резанов. – Благодаря этому можно сделать стереосъёмку с двух точек, получить 3D-модель пути и при помощи специальной программы измерить любое расстояние на видеоизображении. В результате, просто прокатив тележку, мы сможем сформировать документы для сдачи пути в эксплуатацию.

Сейчас аппаратно-программный комплекс «Профиль-М», дополненный видеокамерами, ещё не используется, но в скором времени оборудование позволит сэкономить магистрали до 1,2 млн руб. в год. Инженерам-технологам больше не придётся делать множество замеров – это возьмёт на себя тележка. Время «окна» уменьшится, а производительность машин, работающих по цифровой модели пути, увеличится.

Ещё один экономически выгодный проект представил Омский госуниверситет путей сообщения. Начальник научной лаборатории вуза Алексей Каштанов рассказал об интеллектуальной автоматизированной системе резервирования мощности тяговых подстанций постоянного тока:

– Сейчас только на Западно-Сибирской железной дороге порядка 165 подстанций постоянного тока, где одновременно функционируют два выпрямительных агрегата. Наша разработка позволяет организовать для них оптимальный режим работы. То есть при большой нагрузке будут работать два трансформатора, обеспечивая пропускную способность. Но при снижении тяговой нагрузки один выпрямительный агрегат уходит в резерв. При этом экономический эффект составит порядка 100 кВт•ч в год, то есть 250 тыс. руб. на одну тяговую подстанцию.

Этот перспективный проект уже запустили на тяговой подстанции Петрушенко. До конца 2019 года планируется задействовать ещё 5 на участке Называевская – Московка.

Стенд, который для выставки оформили работники магистрали, затронул не только производственную деятельность. Железнодорожники отметили, что новшества активно внедряется и в сфере подготовки специалистов. Гости «Технопрома – 2019» смогли испытать имитационный тренажёр для машинистов укладочного крана, созданный в Сибирском государственном университете путей сообщения. В начале этого года дорога стала пилотным полигоном для внедрения проекта.

Как рассказал Дмитрий Резанов, обучение состоит из двух частей. Сначала нужно пройти 10 теоретических уроков, а затем приступать к отработке навыков непосредственно на самом тренажёре. По сути, программа представляет собой компьютерную игру, в которой нужно выполнить определённую миссию – подготовить кран, проверить технические жидкости, включить муфты осевых редукторов и много другое. Разработчики детально прорисовали не только сам кран, но окружающее его пространство. Поэтому изображение выглядит действительно реалистично, интересно и визуально привлекательно.

– Сейчас геймефикация – мировой тренд. Представители «поколения Z», которые пополняют ряды железнодорожников, уже неразрывно связаны с компьютерами. Они легче обучаются именно посредством интерактивных симуляторов. Вот и мы стараемся подготовить новое поколение новыми методами обучения, – подытожил начальник сектора новых технологий. – Имитационный тренажёр для машинистов укладочного крана уже установлен на всех путевых машинных станциях магистрали. В настоящий момент планируется тиражирование проекта на всю сеть железных дорог.

Принять участие в выставке технологического развития железнодорожники также пригласили своего партнёра «Глобал Хими». Генеральный директор компании Татьяна Бобрышева предложила рассмотреть актуальную в наше время тему по пылеподавлению. Специалисты предприятия разработали составы, которые покрывают уголь или разные сыпучие материалы плёнкой, не давая пылиться и выветриваться. При этом, подчёркивает Татьяна Дмитриевна, препарат не влияет на горючесть топлива, он пожаро- и взрывобезопасен, биоразлагаем и безвреден для человека. Срок действия составов после обработки – около 30 дней, даже при условии дождливой погоды. Также «Глобал Хими» предлагает пылеподавляющее средство для зимнего периода, которое препятствует смерзанию угля.

– Составы уже апробированы на многих разрезах, шахтах, обогатительных фабриках. Аналогов пока нет. Стоимость продукции зависит от цели заказчика – от 30 коп. до 5 руб. за обработку одной тонны угля, – отметила директор компании. – Кроме того, что нашими составами мы помогаем хранить и перевозить уголь, разные сыпучие материалы, мы также решаем экологическую проблему в России.

Представители органов власти и эксперты, посетившие «Технопром – 2019», по достоинству оценили эти и другие проекты, представленные Западно-Сибирской железной дорогой. Ведь магистраль не только делает стремительные шаги в сторону инновационного развития, но и объединяет вокруг себя другие компании.
Дарья Доротова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31