12 мая 2021 04:20

12 мая 2021 04:20

фото: архив людмилы кочаргиной

Найти ключ к каждому работнику

Барабинский ветеран Алексей Иванович Лебедев в 27 лет возглавил огромный коллектив и сделал его лучшим на узле. Об этом он рассказал корреспонденту «Транссиба» в канун своего 90-летия.
Алексей Иванович вспоминает трудовую жизнь, будто рассказывает сюжет советского фильма – о работе, упорстве, сложностях, нестандартном подходе, неожиданных поворотах. Своё повествование он начинает с 1946 года, когда вместе с братом-близнецом Фёдором окончил фабрично-заводское обучение в Барабинском ФЗУ и пришёл работать на магистраль кондуктором, а вскоре стал старшим нарядчиком. Сейчас профессия железнодорожного кондуктора уже забыта, но тогда без них ни один поезд не уходил в рейс. В кондукторском резерве, где работал Алексей Лебедев, состояло около 1200 человек.

– Люди были у нас всякие, – говорит ветеран. – Другое дело, что руководителей нам назначали откровенно слабых. В очередной раз я не выдержал и пошёл с этим к начальнику Барабинского отделения железной дороги Юрию Медведеву: «Юрий Михайлович, до каких пор в такой крупный коллектив будут посылать пьяниц и пенсионеров? Работников надо воспитывать и любить. Я сам буду начальником кондукторского резерва. Хоть я и молодой парень, но поведу коллектив на большие дела».

Руководитель отделения немало удивился такому напору, но всё же прислушался к словам старшего нарядчика и обещал подумать. После всех согласований спустя два дня Юрий Медведев огласил решение перед коллективом: «Товарищи кондукторы, мы вам командиров посылали разных, но дело не пошло. Я считаю, что в коллективе созрел достойный руководитель: предлагаю Алексея Лебедева поставить начальником кондукторского резерва». Собрание, а это порядка 200 человек, встретило объявление одобрительными возгласами. Ведь к тому моменту братья-близнецы уже давно влились в дружную семью железнодорожников и весьма хорошо себя зарекомендовали. Так в 27 лет Алексей Иванович возглавил огромный и сложный коллектив.

Главной проблемой для него стало пристрастие некоторых работников к алкоголю. Молодой руководитель решил, что выгонять никого не будет – будет воспитывать «семейным подрядом». Если кондуктор провинился, то к ответу призывал обоих супругов. Пытался разобраться в ситуации, понять каждого, «найти ключ». Но и строгость, конечно, проявлял. Методы воспитания Алексея Лебедева сработали. С пьянством было покончено, а кондукторский резерв, который раньше по большей части ругали, впервые вышел в передовики. Самого железнодорожника за трудовую жизнь дважды наградили знаком «Отличник социалистического соревнования».

Когда производственный процесс встал на нужные рельсы, руководитель подразделения задумался и о духовной жизни коллектива. «Мы должны не только ругать людей, но и отдыхать вместе с ними», – рассудил он. Алексея Ивановича посетила совершенно неожиданная мысль – подразделению нужен свой духовой оркестр. Да вот проблема: на весь резерв один работник, который ладит с такими музыкальными инструментами. Но на ловца, как говорится, и зверь бежит. Однажды в кабинет начальника кондукторского резерва постучался парень в военной форме. Только вернувшийся из армии молодой человек искал работу на железной дороге. По счастливой случайности, в армии он играл в духовом оркестре. «Вот у нас уже два «духача», – радуется руководитель подразделения.

– По моей просьбе профсоюз заказал в Ленинграде инструменты. Отдали 15 тыс. руб. В то время большие деньги были. Через месяц получили наш заказ, а через два – мужики уже освоили их. Наш оркестр и на железнодорожных праздниках выступал, и для себя играли, – продолжает рассказ ветеран. – Я смотрел на них и думал: насколько у меня красивый коллектив!

Вскоре Лебедеву предложили возглавить станцию Каинск-Барабинский. Большое хозяйство, только подъездных путей – 17. Но и тут железнодорожник проявил себя хорошим руководителем и снова вывел свой коллектив в лидеры соцсоревнования. Все 18 лет, пока он занимал эту должность, на станции не было допущено ни одного случая брака в поездной и маневровой работе.

– Когда Алексей Иванович был начальником станции Каинск-Барабинский, я работала там дежурным по станции, – рассказывает председатель совета ветеранов станции Барабинск Людмила Кочаргина. – Сам по себе он вроде и строгий, но в то же время на человека никогда не закричит. От каждого требовал выполнять свою работу, как положено. Это было главным.

Станционное хозяйство Алексей Иванович сменил на не менее ответственную должность заместителя начальника отдела движения по использованию локомотивных бригад Барабинского отделения дороги. С этой должности он и ушёл на заслуженный отдых.

Алексей Лебедев до сих пор поддерживает связь с коллегами. Говорит, что «девчонки» по телефону без труда узнают его голос. Но на первом месте у него супруга:

– Любовь Павловна тоже работала на железной дороге. Трудилась экономистом. Она у меня маленького роста – 150 см, а я большой мужик – 180 см. Живём мы красиво: уважаем друг друга, во всём помогаем, у нас нет разногласий. Это очень хорошо.
Дарья Доротова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31