13 мая 2021 15:31

13 мая 2021 15:31

фото: алексей григорьев

История в снимках и макетах

В локомотивном депо Барабинск в разные годы работали 186 почётных железнодорожников, и о каждом из них рассказано в выставочном центре предприятия

Летопись локомотивного депо Барабинск, ведущего свою историю с 1896 года, уже более полувека сохраняет выставочный центр предприятия.
Это поистине «храм памяти» создал и долгое время руководил им легендарный в депо человек – Станислав Иосифович Шабуневич. Впоследствии он передал «эстафету» Николаю Макухе, который и по сей день является хранителем выставочного центра. Именно он и провёл по его экспозициям небольшую экскурсию для корреспондента «Транссиба».

Особое место здесь, конечно, занимает железнодорожная атрибутика. Кирпич из стен строившегося депо с выдавленным числом «1896», приказ о начале движения по Транссибу, чёрно-белые, чуть тронутые временем фотографии первых работников предприятия и их «подопечных» – пассажирских и грузовых паровозов.

Кстати, не только кирпич – целая стена первого здания депо сохранилась в музее. Стоя рядом с ней, мощной и внушительной, ты словно на машине времени перемещаешься более чем на столетие назад. Впечатления незабываемые!

Николай Антонович с гордостью демонстрирует снимки со строительства магистрали – укладку рельсов, обветренные крестьянские лица строителей.

– А это часы, которые поставил у себя в кабинете первый начальник депо, – Макуха показывает на большой напольный аппарат с прикреплённой к нему табличкой «Густав Биткер 1894». – Они до сих пор идут. Вот уже 125 лет!

И в подтверждение этих слов без устали работающий антиквариат начинает басовито отбивать начало часа.

Корреспондент «Транссиба» обращает внимание на ещё один колоритный экспонат – станционный колокол. Как рассказывает гид, он в своё время заменял громкую связь. В колокол били дважды: за 15 минут до прибытия поезда и за 15 минут до его отправления.

Не обходится и без политической составляющей, важнейшей в то время. Красочные стенды, посвящённые революции, гражданской войне, становлению Советской власти, первым пятилеткам, рассказывают о тружениках депо. Не остались без внимания инициаторы и участники первых субботников – их фотографии тоже представлены в экспозиции. Это машинисты Александр Охотников, Михаил Зиневич, Андрей Лохмачёв, Гавриил Лобанов, Иосиф Тартаковский, слесарь Алексей Степанцов и многие другие.

Как отмечает Николай Макуха, большинство экспонатов принесены работниками и ветеранами депо. «Шарманка», пишущие машинки, самовары, пожарная каска, путейский инструмент, лопата кочегара паровоза, скоростемеры, фонари, документы и денежные знаки тех времён – всего и не перечислить.

Центральное место отведено стендам, посвящённым Великой Отечественной войне. Барабинцы отличились здесь на многих направлениях.

Так, ещё совсем молодыми девушками пришли работать кочегарами паровоза Анна Крючкова, Галина Буракова и Мария Ховренко. Они стали инициаторами соревнования «Лучший кочегар депо» и первыми в нём победили.

Трудовой подвиг деповцы совершили, когда создали с нуля бронепоезд «Сибиряк-барабинец». Макет этого грозного эшелона размещён на самом видном месте. А те локомотивщики, которые ушли на фронт, проявляли на полях сражений образцы мужества и героизма. Это и строгальщик Алексей Шубин, удостоенный звания Героя Советского Союза, и Пётр Алсуфьев, десантник и артиллерист, и старший машинист «Сибиряка-барабинца» Пётр Мялицын, ставший участником знаменитого парада Победы на Красной площади в 1945 году, и Александр Чибизов, секретарь комитета комсомола паровозного депо, и Анатолий Безруков, кавалер ордена Славы, здравствующий до сих пор, и многие другие. Их подвиг иллюстрирует специальный стенд, где размещены фотографии вернувшихся с войны деповцев и аксессуары солдатского быта – фронтовая ложка, кружка, каска, автомат, фляжка.

Послевоенное восстановление народного хозяйства, переход на электрическую тягу в начале 1950-х годов также нашли своё отражение на соответствующих стендах. Как и отправление 17 мая 2009 года поезда Новокузнецк – Кисловодск, ведомого первым отечественным пассажирским электровозом ЭП2К. Этот момент запечатлён на большом снимке и помещён на самое видное место в зале.

Николай Макуха искренне гордится экспонатами выставочного центра, ибо в них – квинтэссенция боевой и трудовой славы депо Барабинск.
Алексей Григорьев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31