20 января 2021 10:21

20 января 2021 10:21

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: архив редакции

Правильный подход

В вопросах технического творчества нужно уходить от плановых целевых показателей

О том, как повысить эффективность реализации проектов бережливого производства, шла речь на семинаре-совещании с участием инженерного корпуса служб магистрали и основных региональных дирекций, который состоялся на прошлой неделе в Новосибирске.
Открывая мероприятие, начальник службы технической политики железной дороги Сергей Ешуков отметил, что второй год подряд на магистрали не устанавливаются целевые показатели по количеству проектов улучшений, и это дало определённую свободу на местах. Основная часть региональных дирекций с финансовым планом справляется, причём по большинству хозяйств – с перевыполнением.

– Это говорит о том, что был выбран правильный подход, – отметил начальник службы. – В вопросах творчества надо уходить от плановых целевых показателей. Процесс должен идти по эволюционному пути, а не под давлением сверху.

За IV квартал 2018 года и I квартал 2019 года железная дорога выполнила 36% от годового плана по экономии затрат от проектов улучшений на сумму 39,9 млн руб. Реализовано 106 проектов, 9 из них – мультифункциональные. Благодаря их внедрению улучшено 117 производственных процессов.

Вместе с тем ряд дирекций и подразделений либо ещё не приступили в этом году к реализации проектов бережливого производства, либо выполнили их незначительную часть.

– В III квартале необходимо восполнить отставание и выполнить план, – акцентировал внимание участников семинара заместитель начальника службы технической политики Артем Антропов. – Такая задача поставлена главным инженером железной дороги, и это особо отмечалось на заседании центрального проектного офиса бережливого производства.

Заместитель начальника службы напомнил, что по итогам III квартала будет закрываться годовой план по экономии затрат от проектов бережливого производства. Если за два квартала текущего года  ожидаемый экономический эффект составит 80,8 млн руб. (74% к годовому плану), то в завершающем периоде предстоит выйти на показатель 48,3 млн руб.

Возрастает внимание руководства компании и железной дороги к работе системы проектного мониторинга (СПМ). В этом году был создан главный центр управления ОАО «РЖД», в котором в постоянном режиме отображается показатели реализации текущих программ, в том числе и выполнение проектов бережливого производства.

– Необходимо внимательней относиться к информации, которая подаётся в СПМ, – отметил Артем Антропов. – Она должна быть корректная, чтобы цифры экономического эффекта, которые заносят в систему, и те цифры, которые поступают в проектный офис, совпадали. Данная работа контролируется подразделениями центрального уровня.

Говоря о значимости бережливого производства, заместитель начальника службы экономики и финансов железной дороги Светлана Сибилева отметила, что оно является важнейшим потенциалом для снижения себестоимости перевозок, позволяет повышать эффективность управления экономикой. Это, в свою очередь, даёт возможность рационально использовать как материальные, так и трудовые ресурсы. В структуре Сводной программы мероприятий по повышению операционной эффективности и оптимизации расходов по полигону железной дороги проекты бережливого производства занимают третье место среди программ с показателем 8,1%, уступая только повышению производительности труда, а также энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Хотя план по экономии затрат на данный момент выполняется более чем на 70%, Светлана Сибилева обратила внимание на качество подготовки материалов, необходимых для объективной оценки согласования проектов в части получения экономического эффекта. Среди типичных ошибок – пояснительные записки к расчёту экономического эффекта не всегда отражают полную информацию о проекте и этапах его реализации. Иной раз отсутствуют документы, подтверждающие стоимость материально-технических и трудовых ресурсов, привлекаемых в процессе внедрения проекта. Также в числе недостатков были названы отсутствие полного расчёта полученного экономического эффекта и некорректное заполнение справок, в том числе отсутствие согласования всех членов рабочих групп. Последний недочёт наиболее повторяющийся. Заместитель начальника службы призвала обратить внимание на недопущение впредь подобных ошибок.

Ведущий технолог путевой машинной станции № 20 Роман Ткалун представил презентацию «Лучшее структурное подразделение по внедрению технологий бережливого производства в 2018 году». Он назвал наиболее масштабные проекты – цех реноваций скреплений на производственных базах, цех по сборке рельсошпальной решётки. В 2018 году в дирекции был достигнут значительный экономический эффект в сфере улучшений – 169% от поставленный задачи. При этом в денежном исчислении сумма возросла с 6,4 млн руб. до 10,7 млн руб. ПМС-20 было награждено как лучшее на железной дороге по итогам 2018 года, благодаря внедрению 7 проектов улучшений с общим экономическим эффектом 2 млн 181 тыс. руб.

– Это было достигнуто за счёт того, что нами были приведены к общему стандарту все базы, модернизированы участки сборки рельсошпальной решётки и участки хранения готовой продукции, – поделился секретом успеха Роман Ткалун.

Также он отметил, что в региональной дирекции по ремонту пути, первой на сети дорог, был создан сектор новых технологий, который занимается и проектами бережливого производства, проводит семинары по внедрению инновационной среды на предприятиях. Ведущий технолог рассказал, что в этом году запланированы такие мероприятия, как школа передового опыта и обмен опытом сотрудников смежных предприятий непосредственно на местах.

На данный момент в дирекции реализованы 7 проектов улучшений с общим экономическим эффектом почти 3,5 млн руб., что составляет 33,5% от годового плана. В III квартале планируется завершить реализацию 21 проекта с предварительным эффектом 12,2 млн руб., что позволит выйти на 117% от плана 2019 года.

Подводя итоги семинара, Сергей Ешуков отметил, что пока не на должном уровне находится реализация мультифункциональных проектов. Главный инженер железной дороги Андрей Черевко поставил задачу активизировать работу в этом направлении. В связи с тем, что произошли изменения в нормативной документации, кураторами всех мультифункциональных проектов теперь будут назначаться заместители главного инженера железной дороги по территориальным управлениям.

– Это придаст работе дополнительный импульс и снимет возникающие иногда между хозяйствами спорные вопросы и непонимание, – резюмировал начальник службы технической политики.
Олег Таран
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31