16 января 2021 01:14

16 января 2021 01:14

фото: архив редакции

Сильны традиции новаторства

Андрей Черевко, главный инженер железной дороги
– Андрей Иванович, в последнюю субботу июня в нашей стране отмечается День изобретателя и рационализатора. Много ли западносибирцев участвует в новаторской деятельности, и какой эффект дают их технические решения?

– На железной дороге очень сильны традиции новаторства, заложенные нашими ветеранами ещё в 60-70 годах прошлого столетия. Отрадно, что стремление к техническому творчеству по-прежнему является одним из главных отличительных качеств западносибирских железнодорожников.

В прошлом году, к примеру, в рационализаторской деятельности приняло участие более 3 тыс. 570 человек. Внедрено в производство почти 4 тыс. рационализаторских предложений. Экономический эффект от их реализации составил 87,7 млн руб.

– Участвует ли в техническом творчестве молодёжь или это прерогатива опытных работников?

– Ряды рационализаторов постоянно пополняют молодые работники. Без этого было бы невозможным поступательное движение вперёд. Причём с каждым годом количество молодых рационализаторов растёт, улучшается и качество их работы. К примеру, в 2018 году в рационализаторской деятельности приняло участие почти 1,4 тыс. молодых специалистов в возрасте до 35 лет, внедривших в производство 1763 рацпредложения. А экономический эффект от реализации молодёжных предложений – 47,5 млн руб., превысил половину от общедорожного.

Развитию технического творчества, на мой взгляд, во многом способствует отраслевой молодёжный конкурс проектов «Новое звено».  Мне импонирует, что многие идеи молодых железнодорожников хорошо проработаны с инженерной стороны и могут быть воплощены в жизнь в самое ближайшее время и принести весомый экономический эффект.

Важно, что на магистрали создаются условия для развития инновационной среды, когда любой железнодорожник может предложить своё решение какого-либо производственного вопроса, и он обязательно будет услышан, его идея пройдёт экспертную оценку инженерного корпуса дороги. Из малых идей рождаются большие проекты.

– Изобретатели и рационализаторы магистрали регулярно участвуют в смотре-конкурсе «Идея ОАО «РЖД» и так же регулярно занимают призовые места. Каковы итоги отраслевого конкурса в 2018 году?

– После тщательного отбора в дирекциях и на уровне железной дороги на конкурс «Идея ОАО «РЖД» было подано 65 технических и технологических решений. В итоге,  в активе нашей магистрали два первых места, одно третье место и две поощрительных премии.

Первое место в номинации «Лучшее техническое или технологическое решение, направленное на повышение безопасности движения поездов» присуждено разработке новаторов дорожного конструкторско-технологического бюро. Созданное ими гидравлическое устройство для замены рельсов предназначено для механизации путевых работ, а именно для замены рельсов, уложенных в путь и зажатых между собой вследствие температурных напряжений сжатия в рельсовых плетях. В отличие от сложившейся практики, при помощи нового устройства обеспечивается замена рельсов без применения газоплазменной резки, что позволяет повторно их использовать.

Ещё одно первое место присуждено электромонтёру Омской дистанции гражданских сооружений Александру Седукову.

Александр Викторович стал лидером в номинации «Лучшее техническое или технологическое решение молодого рационализатора, направленное на профилактику производственного травматизма, электротравматизма и улучшение условий труда работников железнодорожного транспорта». Он разработал прибор для проверки исправности светодиодных светильников. Его применение позволяет исключить трудозатраты на установку неисправных светильников, сократить время пребывания работников на высоте.

Третье место в номинации «Лучшее техническое или технологическое решение молодого рационализатора, направленное на повышение надёжности и отказоустойчивости технических средств железнодорожного транспорта» в активе ведущего инженера эксплуатационного локомотивного депо Барнаул Игоря Вальдера. Он модернизировал систему рельсосмазывания на локомотиве ЧС4Т. Рацпредложение предотвращает загустение смазки и образование осадка внизу ёмкости бака со смазкой в системе рельсосмазывания, что положительно влияет на сокращение потерь рабочего времени рельсосмазывателя.

– Какая работа проводится на магистрали для популяризации новаторской деятельности?

– Для активизации рационализаторской деятельности, привлечения работников, особенно молодёжи, к решению задач по совершенствованию технологических процессов, рациональному использованию ресурсов, повышению безопасности движения поездов, улучшению условий труда ежегодно на железной дороге проводится конкурс на присвоение звания «Лучший рационализатор».

При рассмотрении результатов деятельности кандидатов учитывается не только общее количество поданных рационализаторских предложений, но и экономический эффект, полученный от их внедрения, как в абсолютном, так и в удельном (на одно предложение) исчислении.

– Кто же стал лучшим рационализатором железной дороги?

– Первое место в конкурсе «Лучший рационализатор – 2018» занял бригадир путевой машинной станции № 216 Карасук Пётр Столбник. На счету Петра Алексеевича 14 внедрённых в производство рационализаторских предложений с общим экономическим эффектом почти 2 млн руб.

Второе место присуждено технологу 1-й категории Новосибирской механизированной дистанции инфраструктуры Михаилу Мазенкову. Михаил Алексеевич внедрил в производство 15 рацпредложений, экономический эффект от которых превысил 1,4 млн руб.

Третье место занял старший электромеханик ремонтно-восстановительной бригады Кузбасского регионального центра связи Евгений Суворов.  Общий экономический эффект от внедрённых Евгением Владимировичем 16 рацпредложений составил около 950 тыс. руб.

Говоря о наших новаторах, несомненно, очень талантливых людях, мы не должны забывать и о тех специалистах, которые продвигают их идеи, развивают новаторство на производстве. Это – организаторы технического творчества. На мой взгляд, неравнодушие, активная жизненная позиция таких людей имеют большое значение в организации изобретательской и рационализаторской деятельности.

Одни из лучших в этой сфере деятельности на магистрали – ведущий инженер службы автоматики и телемеханики Ирина Емельянова, ведущий инженер технического отдела Западно-Сибирской дирекции по энергообеспечению Елена Верхоланцева, заместитель начальника отдела организации работы железнодорожных станций Западно-Сибирской дирекции управления движением Николай Левицкий, ведущий технолог Западно-Сибирской дирекции по управлению терминально-складским комплексом Марина Пономаренко, инженер техотдела службы вагонного хозяйства Юлия Мишина.

На прошлой неделе в Новосибирске был проведён семинар-совещание по вопросам организации рационализаторской деятельности, научно-технической информации и бережливого производства на полигоне железной дороги. Опытом работы с коллегами поделились ответственные за эти направления специалисты. Лучшие рационализаторы дороги и организаторы технического творчества были поощрены руководством магистрали.

– Как я понимаю, раз в упомянутых Вами хозяйствах лучшие организаторы технического творчества, то здесь же работают и самые активные новаторы?

– Да, вы правы. Традиционно в числе лучших по техническому творчеству – региональные дирекции управления движением, инфраструктуры, по управлению терминально-складским комплексом. Также хочу отметить Новосибирскую дирекцию связи, Западно-Сибирскую дирекцию моторвагонного подвижного состава, региональную дирекцию по ремонту тягового подвижного состава.

– Раз уж мы заговорили о лучших работниках и о наградах, сколько новаторов магистрали были отмечены отраслевыми знаками отличия?

– За время существования ОАО «РЖД» 113 тружеников магистрали отмечены за активную и плодотворную изобретательскую деятельность, большой вклад в создание высокоэффективных объектов интеллектуальной собственности, успехи в организации массового технического творчества. В том числе 47 работникам присвоено звание «Лучший рационализатор на железнодорожном транспорте», 11 работникам – звание «Лучший изобретатель на железнодорожном транспорте» и 54 труженику – звание «Лучший организатор технического творчества на железнодорожном транспорте».

В 2019 году звание «Новатор ОАО «РЖД» присвоено ведущему инженеру по эксплуатации технических средств Новосибирской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Галине Романовой, а начальник отдела дорожного конструкторско-технологического бюро Николай Старовойт удостоен звания «Лучший изобретатель на железнодорожном транспорте». Эти награды им вручит начальник железной дороги Александр Валерьевич Грицай в канун профессионального праздника – Дня железнодорожника.

– Что бы Вы хотели пожелать нашим кулибиным?

– Без умения и стремления выйти за границы привычного понимания обычных вещей, без предположений, догадок и удивительных идей изобретателей и рационализаторов мир до сих пор не научился бы покорять космос, погружаться на дно океана, вырабатывать ток, строить небоскрёбы и заниматься микрохирургией, добывать нефть и газ. Только вам, людям творческим, не успокоенным, пытливым, с высоким интеллектом, огромным энтузиазмом, умеющим принимать нестандартные решения, человечество обязано стабильным развитием, постоянным движением вперёд. Обладая мощным интеллектуальным потенциалом, вы, рационализаторы и изобретатели, продвигаете вперёд экономику, меняете мир, делаете его более комфортным, безопасным, процветающим.

Железнодорожный транспорт всегда был и остаётся наукоёмкой отраслью, открывающей большой простор для рационализаторской деятельности. Я хочу пожелать нашим новаторам творческого вдохновения, свежих идей, смелости и здорового авантюризма, широких возможностей для реализаций задуманного.
Беседовал Максим Михайлов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31