26 января 2021 10:55

26 января 2021 10:55

фото: михаил пермин

Проекты будущего

Исследовательские работы выпускников заложены в программу долгосрочного развития железных дорог

В Сибирском госуниверситете путей сообщения (СГУПСе) состоялась защита комплексных дипломных проектов, выполненных студентами вуза по грантам ОАО «РЖД» и Западно-Сибирской железной дороги. Государственную аттестационную комиссию возглавил руководитель магистрали Александр Грицай.
Это начинание нашей магистрали не первый год оправдывает себя: при грантовой поддержке железной дороги и компании студенты старших курсов выполняют исследования по практически значимым темам, которые им задают железнодорожники. Таким образом, молодые люди получают неоценимый производственный опыт и глубже погружаются в свою будущую профессию, а магистраль – готовые проекты, которые могут лечь в основу серьёзных выводов и решений.

– Все те темы, которые вы разрабатывали в рамках своих дипломных проектов, крайне актуальны и важны для нас, ведь они заложены в программу долгосрочного развития железных дорог, – заявил, открывая защиту, Александр Грицай.

Ректор СГУПСа Алексей Манаков, в свою очередь, напомнил, что в процессе разработки дипломных проектов студентов консультировали руководители причастных предприятий и структурных подразделений. К слову, в этом году изменилась система отбора студентов на выполнение комплексных дипломных проектов в рамках грантов – все претенденты предварительно проходили специальные тесты.

Первый комплексный проект представили студенты факультета «Управление процессами перевозок» Алексей Голиков, Алина Берсенева и Иван Михайлюк. Их исследование касалось разработки мероприятий по увеличению пропускных способностей участка Проектная – Топки – Юрга, которые позволили бы обеспечить пропуск перспективных размеров перевозок. Студенты рассчитали, что резерв пропускной способности при существующих размерах движения составляет 21%, однако достижение перспективных размеров движения возможно только при удлинении приёмоотправочных путей шести станций. Ребята разработали конструктивные схемы переустройства раздельных пунктов участка под новые нормы длины поездов, определили вариант развития его инфраструктуры, делающий возможным удлинение приёмоотправочных путей по минимальному количеству раздельных пунктов, а также безостановочный пропуск грузовых поездов по ряду станций. По расчётам молодых людей, реконструкция участка Проектная – Топки – Юрга позволит сократить эксплуатируемый парк локомотивов с 16 до 9, а явочный контингент локомотивных бригад в месяц – с 58 до 38.

В целом положительно оценив проведённую работу и приятно удивившись результатам, полученным студентами, председатель аттестационной комиссии задал вопрос, на который они не смогли найти ответ: а нужны ли будут к расчётному
2025 году такие пропускные способности на этом участке? Быть может, достаточно выполнить лишь часть мероприятий, приведя участок в соответствие с объёмами движения и частично сэкономив при этом инвестиционные средства.

Большой интерес вызвало выступление ещё одного выпускника факультета «Управление процессами перевозок» Олега Малышева. В основу его дипломной работы легла тема внедрения цифровых и безлюдных технологий на станции Инская. Олег обозначил различные пути автоматизации производственных процессов сортировочной станции – от интерактивного пульта управления дежурного по горке до аппаратно-программного комплекса оптического распознавания номеров вагонов. Но, пожалуй, наиболее футуристично (но отнюдь не фантастично) звучала перспектива внедрения беспилотного маневрового локомотива. В своей работе студент прописал изменения в Правилах технической эксплуатации железных дорог, которые необходимо будет внести для внедрения беспилотного управления на железнодорожном транспорте.

– Это специальная цветовая маркировка для беспилотных транспортных средств (БТС), запрет движения БТС на пути стоянки вагонов с опасными грузами и с людьми, нужно предусмотреть систему автоматической аварийной сигнализации и алгоритм обнаружения негабаритных мест, – перечислил Олег Малышев.

В рамках ещё одного комплексного проекта Анастасия Поверинова рассказала об организации пропуска соединённых поездов на участке Инская – Московка – Исилькуль без разъединения на технических станциях. Она сделала вывод об экономической эффективности от формирования пяти соединённых поездов в размере 74 млн руб. в год. А Никита Горлов рассчитал, что пропуск таких составов по станции Московка без выполнения операций по разъединению поездов требует удлинения четвёртого и пятого путей со съездами. Однако благодаря сокращению численности локомотивных бригад и поездных локомотивов вложения окупятся уже через 4,5 года.

Наконец, Никита Хитушкин представил технико-экономическое обоснование развития парков железнодорожной станции Артышта II. Цель аналогична – своевременное освоение перспективных размеров движения с минимальными затратами. Никита представил два вариантов развития станции, однако согласился с начальником железной дороги: изменение лишь одной строчки в действующих ПТЭ могло бы избавить от необходимости реконструировать инфраструктуру станции.

Обсуждая прослушанные выступления, члены комиссии, выделяя отдельные недостатки, в целом отметили высокий уровень подготовки дипломных проектов и самих студентов.

– Мне понравилось, насколько хорошо ребята оперировали терминами, грамотно отвечали на дополнительные вопросы, – сказал заместитель начальника железной дороги по кадрам и социальным вопросам Александр Теслевич.

В итоге, комиссия единогласно приняла решение: каждый из студентов получает оценку «отлично».

– Сегодня для железной дороги, в коллектив которой вы вскоре вольётесь, инновации – одна из первостепенных потребностей. Не бойтесь давать предложения, не бойтесь ошибаться. Даже если одно из 10 ваших предложений будет полезным, это уже хороший результат, – напутствовал будущих железнодорожников Александр Грицай.
Александр Матвеев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31