26 января 2021 11:32

26 января 2021 11:32

фото: михаил пермин

Дух сплочённости

Приезжие семьи жили в вагончиках при сорокаградусных морозах

Специалист по управлению персоналом Барнаульской дистанции пути Антонина Индрик начинала свой трудовой путь в 1993 году в посёлке Новая Чара. Железнодорожница рассказала, каким ей запомнился этот «островок» Байкало-Амурской магистрали и почему на маленькую станцию съезжались люди из разных стран.
– Посёлки БАМа – это и есть железная дорога. Вокруг неё строилась вся жизнь, – говорит Антонина Викторовна. – Мои родители – тоже железнодорожники. Когда в 16 лет я устроилась в локомотивное депо помощником нормировщика, мой отец, Виктор Георгиевич, возглавлял его коллектив. Благодаря родителям я уже знала, что такое магистраль, не боялась новых обязанностей. Хотелось работать, было интересно. Заместитель начальника депо по кадрам Валентина Панфилова. строгая и требовательная женщина, привила мне дисциплину и дала все знания. Как помощник нормировщика я помогала составлять наряды, оформлять документы.

В Новой Чаре подавляющее большинство жителей было приезжими. На станцию стекались специалисты и рабочие со всех уголков Советского Союза. Антонина Викторовна вспоминает, как в документах «пестрели» национальности. Этот момент особенно запомнился на контрасте: когда она переехала в Алтайский край, все железнодорожники были местными жителями. Переселенцы со своими традициями, обычаями, взглядами на жизнь легко находили общий язык друг с другом.

– На БАМ приезжали семьями, как-то рвались туда, потому что была достойная зарплата, районные надбавки. Здесь было хорошее снабжение. Когда наша семья только приехала в Новую Чару, мы увидели в магазинах консервы, сгущённое молоко, чего не было в других городах. И эти продукты были доступны, – отмечает Антонина Индрик. – Населённые пункты быстро развивались. Приезжим давали жильё. Я никогда не слышала, чтобы были проблемы с детскими садами. Но главное, был дух сплочённости и дружбы. Это чувствовалось во всём.

Первое время приезжим предлагали для проживания вагончики. Постепенно из них вырастали целые районы. Соседи хорошо уживались друг с другом, дружили семьями. Никто не задумывался, что предоставленные условия – более чем скромные. А по сегодняшним меркам даже тяжёлые. Тем более, климат был действительно суровым: до плюс 40 градусов летом и минус 47 градусов зимой. По мере строительства пятиэтажных домов железнодорожники обретали новое жильё.

– Загруженность у нас была высокая – люди шли постоянно. Тогда в депо работало около 900 человек, в основном машинисты, помощники машинистов, слесари по ремонту подвижного состава, – рассказывает специалист по управлению персоналом. – Выписывали для них билеты, оформляли больничные и всевозможные справки. Естественно, компьютеров не было, работали на печатной машинке. Отпечатанные документы можно было складывать буквально кипами. Отчёты все сдавали по телефону: звонили в отделение дороги и передавали необходимые цифры. Но обработка этой документации на машинке происходила быстро. Сейчас вроде всё компьютеризированно, но те же операции занимают много времени. Возможно, потому, что сегодня больше требований предъявляется к документам и к передаче данных.

Строители БАМа в Новой Чаре были воодушевлены перспективами: на государственном уровне обсуждалось развитие Удоканского медного месторождения, расположенного всего в 30 км от посёлка. Но надежды не оправдались – разработки так и не начались. В 1996 году расформировали и Байкало-Амурскую магистраль, люди покидали станцию.

В то время Антонина Викторовна стала инженером по подготовке кадров локомотивного депо Новая Чара, а спустя 8 лет вместе с родителями железнодорожница переехала в Алтайский край. Первое время, признаётся она, очень скучала по природе Забайкальского края. Роскошные горы и чистые реки, знакомые с детства, остались позади. Даже знаменитые окрестности Горного Алтая долго не впечатляли. Но спустя годы уже всё стало родным. Отношение к магистрали с переездом не изменилось:

– Я начинала трудиться в этой сфере и до сих пор здесь. Работа на железной дороге соответствует моему характеру. С одной стороны, она прививает дисциплину и ответственность. Мне это нравится. С другой, – эта работа динамичная. Иной раз бывает, конечно, что слишком интенсивный поток людей, но с опытом привыкаешь. Спокойная, размеренная работа меня, наверное, уже бы не устроила.

Антонина Индрик представлена к вручению медали «45 лет Байкало-Амурской магистрали». Эта памятная награда связывает разные эпохи и живо напоминает о всесоюзной стройке.
Дарья Доротова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31