18 мая 2021 20:39

18 мая 2021 20:39

фото: александр матвеев

Александр Сысоев: «Я благодарен кризисам»

На недавнем Слёте молодёжи железной дороги с его участниками встретился основатель и генеральный директор компании «2ГИС» Александр Сысоев. В беседе с молодыми железнодорожниками Александр Вадимович был предельно откровенен, раскрыв не только секреты успеха своего детища, но и причины неудач, которые, по его словам, важнее успехов.
2ГИС начинался с Западно-Сибирской магистрали

– Первые электронные карты мы делали для саморекламы, ведь изначально мы занимались персональными системами. Причём дебютным нашим клиентом в направлении электронных карт была Западно-Сибирская железная дорога. Карта, с которой, по сути, начиналась IT-компания «2ГИС», называлась «Система внешнего электроснабжения ЗСЖД» – об этом, кстати, мало говорят и пишут. Затем что-то подобное себе захотели телефонисты – и понеслось.

Я люблю кризисы, вынужден их любить. Когда ты работаешь на растущем рынке, доходы растут, и всё хорошо, вряд ли кто-то решится сказать: «Мы работаем не так!». А каждый экономический кризис в стране приносит нашей компании что-то новое. Так, благодаря «чёрному августу» 1998 года родилась компания «ДубльГИС». Мы тогда выпустили промо-тираж «План-схемы Новосибирска», которая стала первой публичной электронной картой города. Но тогда мы и не думали зарабатывать на этом – просто показали этим, что компания жива и готова принимать заказы на персональные системы. И не ожидали, что эти бесплатные городские справочники постепенно «съедят» направление персональных систем. Мы поняли, по какому пути нужно идти. В 2004 году «ДубльГИС» стал отдельной самостоятельной компанией.

Каждый последующий кризис нам давал аналогичный «пинок»: мы меняли команду, подходы… В кризис 2008 года обновили 95% управленческого персонала, выстроили новую, более эффективную систему управления продажами. После кризиса 2014-го реализовали другие, давно назревшие изменения.

Работать на конкурентном рынке куда проще. Когда в России не было ни «Google-карт», ни «Яндекс-карт», мы совершали чудовищно много ошибок. Теперь же мы следим за конкурентами и учимся на их ошибках, а не на своих. Это здорово!

– У меня не столько вопрос, сколько предложение: мне как волонтёру было бы полезно дополнение к «2ГИСу», в котором посредством геолокации я бы видел, где нужна моя помощь.

– Признаюсь, нам приходит очень много тех или иных предложений и просьб от пользователей, как можно использовать наши карты. Но у нас ещё столько своих нереализованных идей и планов, что до новых задач руки в ближайшее время не дойдут.

Сейчас для нас наиболее актуальна работа над сплошным покрытием «2ГИСом» всей страны. Уже сейчас доступна бета-версия нашей онлайн-карты России без границ, где прорисованы тысячи километров трасс и инфраструктура вдоль них – заправки, кафе, гостиницы. Этот сервис будет весьма полезен тем, кто путешествует на автомобилях.

С родственников спрос жёстче

– Вы бы хотели, чтобы ваши дети в будущем продолжили ваше дело?

– Когда ты начинаешь что-то с нуля, очень хорошо, если твоя семья тебя поддерживает и работает с тобой. Но так не может продолжаться вечно: когда компания достигает определённого уровня развития, необходимо выстраивать корпоративную систему управления. Она налагается на семейные отношения, что не есть хорошо. Ранее вся моя семья действительно работала со мной, но теперь в компании остался лишь брат. 

Я читал много книжек о семейном бизнесе, и вывод таков: выживают только те семейные компании, где есть чёткие правила по работе с родственниками руководителей. А правила такие: требования к сыну/внуку/племяннику руководителя должны быть ещё жёстче, чем к обычному соискателю. Прежде чем вступить в должность, он должен получить два высших образования и поработать в трёх других компаниях, причём показать хороший результат. Ещё одно правило: не должно быть прямого подчинения одного родственника другому. Руководителю родственника даётся «индульгенция»: требовать с нового подчинённого ещё больше, чем с других сотрудников.

– Как родилось такое необычное название – «2ГИС»?

–  Я сам придумал это слово в 1999 году. Всё просто: у аббревиатуры ГИС две расшифровки: «геоинформационная система» и «городской информационный справочник». Дважды ГИС переродилось сначала в «ДубльГИС», а после ребрендинга 2011 года – в «2ГИС». Нас много критиковали за слишком наукообразное название, но менять мы его пока не планируем.

– Есть ли в вашей компании ревизоры?

– Есть, у нас это отдел контроля – они следят за производством и качеством продукции. Финансовые вопросы у нас контролирует отдел аудита. Наказаний как таковых у нас нет, лишь уменьшение дополнительных бонусов к основной заработной плате.

– Головной офис вашей компании находится в Новосибирске. Нам, железнодорожникам, было бы очень интересно побывать у вас в офисе, оценить условия, в которых трудятся ваши сотрудники, узнать о системе мотивации. Возможно ли организовать для нас экскурсию в офис «2ГИС»?

– Да, без проблем.

Отдыхать – надо!

– Как вы находите баланс между работой, семьёй и увлечениями?

– У нас есть правило: все топ-менеджеры компании, в том числе я, на связи 24 часа в сутки, в том числе на выходных и в отпуске.

Но отдыхать – надо! Всегда есть соблазн заработаться, но практика показывает, что это непродуктивно. И даже самых заядлых трудоголиков мы буквально выгоняем в отпуск. И заметили, что самые гениальные идеи у наших специалистов рождаются именно в отпуске.
Записал Александр Матвеев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31