27 сентября 2020 00:56

27 сентября 2020 00:56

фото: роман сидоров

«Я выбрал самую романтическую профессию – машиниста локомотива»

Общий трудовой стаж на железной дороге династии Цыганковых превышает 230 лет. Этой цифрой, наверное, никого не удивишь – есть на магистрали династии, насчитывающие и четыре, и пять столетий, – важно стремление, с которым представители молодого поколения семьи реализуют жизненное кредо своих предшественников.
Знакомьтесь – Иван Цыганков, студент Новосибирского колледжа транспортных технологий имени Н.А.Лунина. Его отец Игорь Цыганков работает слесарем в дорожном санатории-профилактории «Восток», мама Елена Цыганкова – начальник отдела планирования, формирования отчетности и анализа доходных поступлений Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры. Главный же ориентир в жизненных стремлениях Ивана – дядя Дмитрий Цыганков, машинист электропоезда моторвагонного депо Новосибирск.

– Мой прадед по маминой линии (ее девичья фамилия Подберезина) работал машинистом паровоза на станции Тайга. В этом городе железнодорожников, наверное, помнят и моего деда, главного бухгалтера станции, и бабушку, работавшую на станции секретарем, – вспоминает о своих корнях Иван. – Вот и я решил, уже глядя на дядю, продолжить «локомотивную» линию своих предков. Очень уж меня привлекает самая романтическая железнодорожная специальность – машинист локомотива.

Мастер производственного обучения «лунинского» колледжа Виталий Ивасько высоко оценивает личные качества студента Цыганкова, решившего связать свою судьбу с локомотивным комплексом магистрали.

– Сразу сказать, что Иван Цыганков – будущий передовик производства и лучший в профессии, я, конечно же, не берусь, но одно знаю точно – из таких целеустремленных и серьезных юношей получаются самые надежные машинисты, – уверен Виталий Петрович. – Ваня очень трудолюбив и внимателен, всегда стремится узнать больше, чем предусмотрено учебной программой, старается вникнуть в самую суть изучаемого материала.

Сам Иван твердо знает, что продолжит славное дело своего прадеда и дяди уже в феврале следующего года, когда после поездной практики сдаст выпускные экзамены.

– Для себя я давно решил, что буду водить электрички, – говорит юноша. – За три года обучения в колледже пройдены три слесарные практики в автоматно-автостопном цехе Новосибирского моторвагонного депо, да и тема дипломной работы у меня звучит так: «Быстродейственные выключатели электропоезда». В октябре начинается преддипломная поездная практика в качестве помощника машиниста все в том же моторвагонном депо. Надеюсь, что дядя возьмет надо мной шефство.

Машинист Дмитрий Цыганков как раз готовится к очередной поездке и рад увидеть племянника, пришедшего вместе с корреспондентом «Транссиба» на внеочередную экскурсию в депо.

– То, что в слесарном деле Ваня поднаторел, это очень неплохо, – констатирует машинист Цыганков. – Навыки слесаря обязательно пригодятся ему на перегонах, когда локомотивные бригады устраняют неисправности своими силами.

А вот стать официальным наставником над родственником Дмитрий пока не может.

– Я сейчас на мотрисе работаю, – объясняет он. – Но, возможно, «отдохнув» от пассажиров, снова буду водить электропоезда. Тогда и Ивана смогу стажировать. Педагогический опыт у меня есть – все-таки трех машинистов подготовил.

На вопрос, что же должен уметь делать практикант-дублер, приходящий на стажировку, Дмитрий Цыганков лаконично отвечает:

– Самое главное – никуда без спроса не лезть. А уже потом научиться в тормозах разбираться – уметь оценивать состояние колодок, тормозных цилиндров. Здесь без самоподготовки не обойтись. Освоил тормоза, изучил технику безопасности – только тогда готов к полноценным поездкам. В течение трех месяцев стажеров должны по всем направлениям обкатать, чтобы зрительно запомнили остановочные платформы, сигналы, профиль пути. И нас так учили: хоть ночью разбуди – назубок знали, где сигнальная точка стоит, какая высота подъема на участке.

Как и все опытные машинисты, а стаж работы у Дмитрия Цыганкова перевалил за два десятка лет, он считает, что будущий локомотивщик должен не надеяться на помощь системы «автомашинист», а сам досконально осваивать все особенности профессии. Так формируется одно из главных качеств машиниста – ответственность. Когда чувствуешь, что за твоей спиной – тысяча человек, даже намека на легкомыслие не должно быть.

– Так что, Иван, готовься, – напутствует Дмитрий племянника. – Управлять электропоездом ты пока не имеешь права, но если есть цель сесть за правое крыло, обязательно ее добьешься. Больше занимайся самостоятельно, тогда и в поездках больше усвоишь.

Замечаю, что Дмитрий под конец разговора кладет в пакет красивую коробочку с логотипом «РЖД». Интересуюсь, что это такое.

– Именные часы от начальника железной дороги, – смущаясь, говорит машинист.

– А за что?

– Наверное, за то, что хорошо работаю, – просто отвечает Цыганков и направляется в депо заступать на смену.

Думается, с таким наставником Иван быстро овладеет всеми нюансами профессии машиниста электропоезда.
Роман Сидоров
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30