фото: архив ДОРПРОФЖЕЛ

Один – ты наёмный рабочий, а с профсоюзом – могучая сила

Продолжаем викторину, посвящённую 115-летию РОСПРОФ-ЖЕЛ. В этом сюжете – рассказ о профсоюзе в революционный период.
После февральской революции 1917 года началось массовое создание профсоюзных объединений железнодорожников разных профессий – рабочих, кондукторов, паровозников, коммерческих работников, мастеровых. Только в марте возникло 120 новых профсоюзов работников железнодорожного транспорта.
Под напором рабочего движения Временное правительство приняло закон, разрешающий деятельность профобъединений. Железнодорожные профорганизации активно укрупнялись. В Москве создали Устав профсоюза мастеровых и рабочих. Согласно данному документу членами профсоюза не могли быть лица, занимавшие высокие административные посты и должности, связанные с увольнениями и наложениями штрафов на работников.
Союз мастеровых и рабочих не претендовал на роль единого профсоюза для всех железнодорожников, хотя потребность в этом назрела.
Принять решение о едином союзе мог только Всероссийский съезд, который открылся 15 июля 1917 года в Москве. Съезд провоз-гласил создание Всероссийского железнодорожного союза рабочих и служащих – Викжель. Его возглавил А.Л. Малицкий.

Самым главным вопросом, стоявшим перед Викжелем, стал  размер заработной платы железнодорожников, который из-за войны уменьшился настолько, что рабочие не могли купить даже самое необходимое. Профсоюз начал разработку новой системы оплаты труда для железнодорожников, ставки были пересмотрены, введён ряд доплат за тяжёлые условия труда, ненормированный день и т.п. Однако Временное правительство не спешило реализовывать решения Викжеля. Профсоюз добился их выполнения только после ряда радикальных мер.

Октябрьская революция кардинально изменила положение профобъединений. Викжель к советской власти отнёсся негативно, в отличие от основной массы железнодорожников, выразивших готовность поддержать большевиков.

Альтернативой потерявшему авторитет Викжелю стал Викжелдор – новый профсоюз рабочих и мастеровых. Он принял все декреты советского правительства, в том числе и об установлении рабочего контроля на предприятиях, разработал новый тариф заработной платы железнодорожников.

В Положении о рабочем контроле профессиональным союзам отводилась исключительно важная роль. Большевики считали, что деятельность профсоюзов должна быть сосредоточена в большей степени на организации хозяйственной жизни страны, так как их правозащитные функции утрачивали значение в связи с социальной ориентированностью государства.

Вопросы викторины

1. К какой радикальной мере прибёг Викжель, чтобы добиться повышения зарплаты железнодорожников? 2 балла.
2. Что предполагал рабочий контроль, принятый большевистским правительством? 5 баллов.

Ответы принимаются по электронной почте в интранете dprof-LisitsinaNV@nrr.rzd или в интернете ruslan-i@inbox.ru с пометкой в теме «Викторина – 115 лет РОСПРОФЖЕЛ» до 30 мая. Вопросы на WhatsApp:
8 906 637 00 99.
Сергей Морозов
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/