22 января 2022 20:29

22 января 2022 20:29

фото: Ирина Копенкина

Энергетик с большой буквы

При его непосредственном участии начиналась масштабная электрификация Северной железной дороги

Бывшему начальнику Ярославской дистанции электроснабжения, «Почётному железнодорожнику» Борису Васильевичу Иванову 11 октября исполнилось 90 лет. В день своего юбилея он принимал поздравления от тех, с кем когда-то работал, для кого был наставником, с кем щедро делился знаниями и опытом.
Северная железная дорога занимает огромное место в жизни Бориса Васильевича Иванова. Здесь он вырос как профессионал и руководитель. Четверть века он возглавлял Ярославскую дистанцию электроснабжения, а выйдя на заслуженный отдых, занялся подготовкой кадров для энергетики, в которых остро нуждались предприятия Северной железной дороги. В Ярославском железнодорожном техникуме с его помощью был открыт приём и подготовка специалистов по обслуживанию устройств контактной сети, линий электроснабжения и электрооборудования подстанций. Помимо многочисленных профессиональных наград заслуги Бориса Васильевича Иванова отмечены орденом Трудового Красного Знамени.

Родился Борис Васильевич в Александровском районе Владимирской области. Когда началась война, Боря с родителями и сестрёнкой жил уже в Александрове. Отца в июле забрали на фронт, а в августе он погиб. Мать осталась с двумя детьми, и дед с бабушкой взяли мальчика к себе в деревню.

– Дед воспитывал во мне трудолюбие, и я ему за это благодарен. Не боюсь никакой работы, и многое умею делать. Когда я уже работал на Северной, мы выезжали в подшефный колхоз в Данилове, все удивлялись: начальник, а умеет лошадь запрягать. На это всегда отвечал: я деревенский, могу косить, пахать, сеять, лошадью управлять. И на даче тоже всё делал сам,– вспоминает Борис Васильевич.

В 1946 году он закончил семилетку. Надо было определяться с выбором профессии. И Боря с другом решили поступать в Рыбинское речное училище.

– Позарились мы на красивую форму и на питание, – с улыбкой признаётся юбиляр. – Я хорошо учился, сдал экзамены на отлично. Но продержался только четыре дня, вернулся домой.

Не судьба была ему бороздить речные просторы. Всему виной оказалась селедка, которой кормили будущих речников на завтрак, обед и ужин.

После неудачной попытки стать речником решительный и самостоятельный парнишка отправился в Москву. Цель у него была – выучиться на электромонтёра, нравилось ему разбираться в технических премудростях. Индустриальный техникум Борис закончил с отличием. Поступил в МИИТ на факультет электрификации, который тоже закончил с красным дипломом. По распределению попал в Пермь, работал мастером дистанции контактной сети Пермского участка энергоснабжения Свердловской дороги.

На Северную магистраль Борис Иванов приехал в 1958 году. Вернее сказать, вернулся с Урала в родные края.

– Я был в командировке на СЖД, знал, что в моей родной стороне началась электрификация. Понимал, что дело это новое, интересное, перспективное. Да и к родным поближе. Специалисты на Северной были нужны, и меня с удовольствием взяли, – рассказывает Борис Васильевич.

На СЖД он прибыл в знаковый для дороги период: в 1958 году 6 ноября было открыто движение на электротяге на участке Ярославль - Александров. Эта дата считается началом электрификации Северной железной дороги. В масштабных работах принимал участие и молодой начальник района контактной сети (ЭЧК) Ярославль-Главный Борис Иванов.

События 60-летней давности Борис Васильевич помнит, словно произошло всё вчера:

– Трудно было. Кадров не хватало. На подмогу нам направляли людей с других дорог. Подтягивали электриков, а нужны были «контактники» – электромонтёры, обслуживающие контактную сеть. Прислали и весь выпуск из железнодорожного профтехучилища в Александрове, человек 20 ребят. Они хотя и «контактники», но опыта-то не было. Я один имел право работать наверху.

Ребята старались, вспоминает юбиляр, трудились с энтузиазмом. Не считались с бытовыми условиями. Приехали и несколько девушек-выпускниц МИИТа, которых Борис Васильевич знал ещё по институту. До Нового года все жили в плацкартных вагонах. И только к новогодним праздникам молодых специалистов переселили в недавно построенный дом на улице Чехова. В нём было так холодно, что спали, укрывшись шубами.

– В моей жизни всякое случалось. И с высоты пяти метров пришлось однажды прыгать. Я показывал ребятам, как надо работать на высоте, да зазевался. А на меня идёт поезд, – описывает юбиляр случай из своей практики.

Движение на электрифицированном участке должны были открыть к 7 ноября, к очередной годовщине Октябрьской революции. Железнодорожники торопились успеть к сроку. А потом доводили все до ума: ночью по участку ездили электровозы, а днем контактную сеть отключали и работали электромонтёры. Случись неполадка, Иванов – в ответе. Его не раз тогда «увольнял» один из начальников, а другой – тут же восстанавливал: лучшего и знающего специалиста не найти. Борис Васильевич за должность не держался, но цену себе знал.
К нему и сейчас порой обращаются за советом работники дистанции.

– Многое помню, голова еще работает, – улыбается Иванов.

Борис Васильевич рассказывает, что во время электрификации дефицит испытывали не только в кадрах. Не хватало нужных деталей. Заводы не успевали за массовой электрификацией, и первое время энергетикам помогали коллеги-железнодорожники: что-то изготавливали в локомотивных депо, что-то – в дистанции пути. Уже позже, когда было налажено промышленное производство необходимых изделий, пришлось усиливать контактную сеть, менять оборудование на стандартное. Только изоляторов заменили около 60 тысяч штук.

В 1969 году Борис Васильевич был назначен начальником Ярославской дистанции электроснабжения. Должность беспокойная, хлопотная. Дистанция сложная, спрос с начальника большой и ответственность тоже.

– У меня дома рядом с кроватью стоял телефон, и не было ночи, за редким исключением, чтобы меня не поднимал тревожный звонок. То опора где-то упадёт, то наброс на провода, то ещё что-то. Когда ушёл на пенсию, ночью просыпался и понять не мог: тишина. Потом спохвачусь: я же не работаю! – рассказывает Борис Васильевич.

В 2003 году начальник службы электроснабжения Сергей Москвин попросил Иванова наладить в Ярославском железнодорожном техникуме обучение студентов-энергетиков. Раньше потребность в этих специалистах закрывали выпускники Вологодского техникума железнодорожного транспорта. А когда электрифицировали Вологодское и Буйское отделения СЖД, выпускников данного профиля стало не хватать, и вологодские ребята не очень-то хотели перебираться на Ярославскую землю.

– Пришлось растить своих специалистов. Некоторые из моих воспитанников уже сами руководители различных подразделений, – говорит Борис Васильевич.

Начинал он с нуля, с трёх пустых классов, которые выделили для него в помещении техникума. В одной аудитории Иванов смонтировал контактную сеть, в другой – макет подстанции, в третьей – разместил наглядные пособия по охране и безопасности труда. Помогали ему и студенты, и работники ЭЧ-1. Почти год ушел на эту работу. Потом два года Борис Васильевич преподавал в техникуме. А в 2008 году окончательно ушел на пенсию.

– Борис Васильевич Иванов – грамотный специалист и руководитель. Опытный практик. Когда он ушёл из техникума, передал эстафету мне. Кабинеты, которые он оборудовал в техникуме, до сих пор служат студентам. И в этом большая его заслуга, – отзывается об Иванове его бывший коллега Юрий Белоусов.

И на пенсии Борис Васильевич связи с родным ЭЧ-1 не теряет. Несколько лет возглавлял совет ветеранов, помогал создавать музей дистанции, передал туда альбом с фотографиями, рассказывающими об истории подразделения.

Выдержанный характер, тактичность и умение грамотно разбираться в самых сложных ситуациях, находя при этом оптимальные решения, позволили Борису Васильевичу Иванову завоевать заслуженное уважение среди коллег и учеников, которые высказали юбиляру самые искренние и теплые слова поздравлений.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, друзья! https://t.me/Gudokru

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».


Ирина Копенкина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31