27 ноября 2021 05:57

27 ноября 2021 05:57

фото: Андрей Точилкин

Сделано в России

Импортонезависимая система оперативного управления движением поездов будет испытана на Северной железной дороге

На станции Пантелеево Ярославского региона началось строительство микропроцессорной электрической централизации стрелок и сигналов полностью российской разработки. Систему МПЦ-ЭЛ-20 производства ОАО «ЭЛТЕЗА» введут в опытную эксплуатацию до конца 2021 года. В следующем году она будет оттестирована и предложена для тиражирования на всей сети ОАО «РЖД».
Строительные работы на станции Пантелеево начались 10 сентября. В настоящее время идет копка траншей для укладки кабеля и отсыпка площадок для установки напольного оборудования: светофоров, путевых ящиков, дроссель-трансформаторов, электроприводов стрелочных переводов и т. д. Как сообщил главный инженер службы автоматики и телемеханики СЖД Андрей Точилкин, трасса для кабельных коммуникаций новой ЭЦ была вынесена за пределы проекции контактной сети станции. В результате подготовительные работы затрудняются сложными грунтами, так как большая часть трассы пролегает по заболоченной местности.

После окончания подготовительных работ в начале ноября начнётся поставка оборудования с филиала ОАО «ЭЛТЕЗА» - Лосиноостровского ЭТЗ, осуществляющего полный цикл производства МПЦ-ЭЛ-20. В конце ноября на станции Пантелеево приступят к пусконаладочным работам вхолостую. В опытную эксплуатацию система будет введена до конца 2021 года. Затем в течение следующего года в тесном взаимодействии с производителем будет идти тестирование и отладка оборудования. После этого, по словам Андрея Точилкина, система будет предложена к установке всей сети железных дорог.

Разработка МПЦ-ЭЛ-20 началась в 2020 году по заказу ОАО «РЖД» с учетом требований по минимизации импортных компонентов в составе аппаратно-программных комплексов управления железнодорожной автоматикой (ЖАТ). Разработчик заложил в основу системы новое центральное процессорное устройство ЦПУ-ЭЛ-20, созданное на базе российских процессоров архитектуры Эльбрус и SPARC на основе ядра Linux. Таким образом - это первая чисто российская разработка управления ЖАТ, почти не зависящая от коммерческих операционных систем. (Операционная система Windows разработки американской корпорации Microsoft частично используется в автоматических рабочих местах дежурного по станции и электромеханика).

Кроме импортонезависимости МПЦ-ЭЛ-20 имеет преимущество по информационной защищенности за счет технологии защищенных вычислений, гарантирующих целостность логической структуры памяти прикладных программ. Также система гарантирует большую надёжность работы устройств ЖАТ за счет блокирования негативного влияния возможных человеческих ошибок и расширенного применения резервных систем. Немаловажным фактором является и удобство обслуживания, так как напольное оборудование системы выполнено из композитных материалов и не подвергается коррозии. По словам Андрея Точилкина, это позволит больше не отвлекать работников дистанции СЦБ от основной работы на сезонную покраску.

Станция Пантелеево Даниловского направления была выбрана для апробации новой МПЦ из-за близости к московскому производителю, благодаря чему возможно оперативное принятие решений. Другие причины - выработка ресурса ранее установленной на станции релейной ЭЦ, а также небольшая загруженность самой станции. Сейчас на ней останавливаются только пригородные поезда. Грузовые поезда и поезда дальнего следования следуют транзитом.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, друзья! https://t.me/Gudokru

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».


Елена Солондаева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30