27 октября 2021 13:15

27 октября 2021 13:15

фото: архив «СМ»

Скорость, комфорт и безопасность

Северная дирекция моторвагонного подвижного состава заняла первое место по итогам соревнования среди структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД» за II квартал 2021 года

Максим Мишкунов, начальник Северной дирекции моторвагонного подвижного состава:

СЖД продолжает лидировать на сети дорог по обновлению пригородного подвижного состава.

– Максим Николаевич, как идёт процесс замены пригородного подвижного состава?

 

– Программа по обновлению подвижного состава рассчитана на период с 2020 по 2025 год. В 2020-2021 гг. мы уже значительно обновили подвижной парк – этот показатель у нас самый высокий на сети. Только в 2020 году мы получили 44 новых пассажирских вагона, кроме того, на сегодняшний день поступило 15 рельсовых автобусов РА-3 «Орлан» в двухвагонном и трёхвагонном исполнении.

 

В текущем году ожидаем поступления ещё четырёх новых рельсовых автобусов. По итогам года их на СЖД станет 19 – такого количества «Орланов» не будет ни на одной другой железной дороге. А в 2022 году планируется получение ещё 13 РА-3.

 

– Где сейчас работают «Орланы»?

 

– Три рельсовых автобуса эксплуатируются в Архангельской области, 10 – в Ивановской. С 4 августа текущего года пригородное движение на участке Архангельск – Обозерская – Пукса переведено на два рельсовых автобуса. Там должен курсировать сдвоенный состав: на Обозерской он будет расцепляться, чтобы одна единица возвращалась в Архангельск, а вторая следовала до Пуксы, затем оборачиваясь и направляясь в Архангельск.

 

– С чем связан такой режим работы?

– В Архангельской области формируется новая маршрутная сеть. Сейчас здесь ещё ходят пассажирские вагоны на локомотивной тяге, которые по сроку службы должны выбывать. Архангельская область и АО «СППК» решили заменить эти вагоны рельсовыми автобусами. Как показал опыт работы на участке от Архангельска до Онеги, благодаря их использованию удалось значительно сократить время пребывания в пути. На рельсовом автобусе смена кабин управления происходит в течение 10 минут. Локомотив же для изменения направления движения нужно перегнать, что, как правило, занимает 40 минут. Была задача доставлять пассажиров от Архангельска до Онеги менее чем за 5 часов, и мы её выполнили.

 

Аналогичное решение будет применяться на участке Архангельск – Обозерская – Пукса. Кроме того, Архангельская область выразила желание уже в этом году начать движение рельсового автобуса по маршруту Архангельск – Карпогоры, где сейчас ходит пассажирский поезд. Планируется, что в 2021 году на участках Котлас – Урдома и Котлас – Сусоловка также появятся рельсовые автобусы.

 

– В этом году с точки зрения внедрения «Орланов» мощно «выстрелила» Ивановская область…

 

– Да, в мае там полностью перешли с вагонов на рельсовые автобусы. Это потребовало совместной с Северной пригородной пассажирской компанией разработки маршрутизации. Далее требуется развивать инфраструктуру для обслуживания рельсовых автобусов.

 

– Что подталкивает власти регионов к переходу на рельсовые автобусы?

 

– Скорость и комфорт для пассажиров. РА-3 оборудованы системами климатического контроля, шумоизоляцией, возможностью выведения в салоне вагона видео- и цифровой информации, биотуалетами и т.д. Один вагон полностью приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья, включая наличие микролифта, который может поднять с платформы инвалидную коляску. Уровень систем безопасности такого подвижного состава отвечает всем современным требованиям.

 

Как машинист в прошлом, я прекрасно помню кабины управления электропоездов Рижского завода. Поэтому отмечу те условия, которые созданы в «Орлане» для локомотивной бригады. Они улучшились в разы! Коллеги, ранее работавшие на морально устаревших локомотивах, говорят, что сейчас просто наслаждаются комфортом управления, условиями: кондиционирование, биотуалеты, микроволновые печи, холодильники.

 

– Как эксплуатация РА-3 сказывается на экономике перевозок?

– РА-3 затрачивает больше дизельного топлива, чем его предшественник РА-2, который не был оборудован такими системами (за исключением биотуалета).

 

Бюджетам регионов приходится непросто – их формировали в расчёте на перевозку пассажиров более дешёвыми в эксплуатации РА-2. Но власти находят варианты компенсации пригородным компаниям возникающих дополнительных затрат, удерживая тарифы для пассажиров.

 

– Каковы перспективы «Орланов» в северных регионах?

 

– В свое время был неудачный опыт эксплуатации РА-2 в Архангельской области – зимой они замерзали и останавливались, поэтому тогда от них отказались. РА-3 сертифицирован на работу при температурах от +40 до -40 0С. Минувшей весьма суровой зимой в Архангельской области мы видели недостатки, но не останавливали движение.

 

Завод-изготовитель заверяет, что необходимые технические решения уже разработаны и в ближайшее время будут внедряться, чтобы избежать сбоев следующей зимой. Наша задача – в период гарантийного срока выявить все недочёты и устранить их вместе с изготовителем.

 

– Какие пассажирские вагоны уже поступили? Есть ли среди них плацкартные?

 

– В 2020 году в Республике Коми введены в эксплуатацию 10 вагонов нового типа. Все они оборудованы кондиционерами, биотуалетами, телевизорами и т.д. В этом случае субъект Федерации заказывал именно плацкартные вагоны, поскольку многие пассажиры ездят на работу вахтовым методом и им нужно иметь возможность отдохнуть лёжа.

 

Еще 5 вагонов нового типа поступили в Сольвычегодское территориальное управление СЖД. Работают они в двух регионах – Архангельской области и Республике Коми.

 

– Изменилось ли количество мест для пассажиров?

 

– После поступления РА-3 количество сидячих мест увеличилось примерно на 20% . Что касается пассажирских вагонов, то ситуация не изменилась.

 

– На СЖД появились женщины-помощники машинистов. Насколько успешно складывается их трудовая биография?

 

– Четыре женщины-помощника машиниста сейчас работают на электропоездах постоянного и переменного тока на Ярославском, Даниловском и Вологодском участках эксплуатации. В сентябре одну из них мы направим на обучение на право управления электропоездом. Учёба займет полгода. Если в результате наша коллега успешно сдаст экзамены и вернется, то продолжит обучение уже на месте, пройдёт обкаточные испытания и внутреннюю сдачу экзаменов на должность. При соответствии всем предъявляемым требованиям, в 2022 году она станет первой нашей женщиной-машинистом. Будем этому рады и желаем девушкам успехов!



Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, друзья! https://t.me/Gudokru

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».


Беседовал Дмитрий Козлов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31