02 июля 2020 22:41

02 июля 2020 22:41

фото: Роман Зангиров

На колёсах прошлого далеко не уедешь

В ночь с 12 на 13 мая осмотрщик-ремонтник вагонов ПТО Ярославль-Главный Дмитрий Непапышев во время технического обслуживания транзитного поезда выявил сквозную трещину диска колеса грузового вагона. Оказалось, что опаснейший дефект образовался не от усталости металла или заводского брака, а стал результатом подлога.
На Свердловской железной дороге 20 лет назад произошёл сход 11 вагонов. Как показало расследование, причиной стал излом диска колеса, начавшийся с трещины, которая образовалась в водильном отверстии. Оно служило для закрепления колёсной пары во время обточки поверхности катания, но было ахиллесовой пятой диска во время эксплуатации.

Необходимость таких отверстий отпала в ходе модернизации колёсно-токарных станков. В связи с указанием Министерства путей сообщения РФ с февраля 2000 года все колёсные пары, имеющие водильные отверстия, подлежали изъятию из эксплуатации.

Однако, как оказалось, нашлись «рачительные» хозяева, которые решили не сдавать подлежащие выбраковке колёса в металлолом, а приберегли их до поры до времени. Пренебрегая безопасностью и игнорируя указание, «предприимчивые» владельцы колёсных пар попытались заварить и закрасить водильные отверстия и выдать колёсные пары как исправные. Таким образом на сети дорог появились потенциально опасные колёса.

Как рассказал дорожный ревизор по безопасности движения аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов СЖД (по вагонному хозяйству) Михаил Матвеев, после выявления контрафактных колёс на полигоне магистрали незамедлительно последовали меры ревизорского реагирования. С целью исключения рисков возникновения транспортных происшествий на инфраструктуре ОАО «РЖД» на сеть дорог, в том числе и руководству АО «ВРК-1», была направлена телеграмма, подписанная заместителем начальника дороги – главным ревизором по безопасности движения поездов СЖД Олегом Назаровым. Тем самым было инициировано тщательное расследование и поставлены два самых важных вопроса: «кто виноват?» и «что делать?».

Выяснилось, что злополучные колёсные пары были установлены на вагон во время текущего отцепочного ремонта в объёме ТР-2 со сменой колёсных пар в феврале 2020 года в эксплуатационном вагонном депо Красноярск-Восточный Красноярской железной дороги. А средний ремонт колёсных пар производился в январе в вагонном ремонтном депо Иланская АО «ВРК-1», именно оттуда и пришли потенциально опасные колёса.

Нетрудно было выяснить, кто был поставщиком колёсных пар.

Что характерно, согласно данным корпоративной автоматизированной системы учёта и контроля выполненного ремонта и комплектации грузового вагона (АС УКВ), история обеих колёсных пар начинается только с февраля 2020 года, то есть с того момента, когда потенциально опасные колёса были поставлены под вагон.

В ходе проведённого расследования установили, что с контрафактными колёсами эксплуатируется ещё один вагон, у которого тоже была выявлена трещина диска колеса, которую обнаружил бдительный осмотрщик-ремонтник вагонов на Западно-Сибирской железной дороге.

Теперь остаётся выяснить, как такие колёсные пары смогли пройти неразрушающий контроль в ремонтном депо и были допущены в эксплуатацию. Этим займутся в «ВРК-1», там же готовится обращение в транспортную прокуратуру о соответствии закону действий поставщика колёс.

Правоохранителям будет чем заняться: похоже, предприимчивые коммерсанты не одиноки в сомнительном бизнесе.

В мае этого года на Забайкальской железной дороге осмотрщики-ремонтники вагонов тоже выявили колёсную пару с заваренными водильными отверстиями.

– Несмотря на предпринимаемые на сети дорог меры по блокированию рисков транспортных происшествий, ситуация с обеспечением безопасности движения остаётся сложной, – подчеркнул Михаил Матвеев. – Только в текущем году на сети железных дорог уже произошло четыре  излома средней части оси колёсных пар. Особенно вызывает беспокойство низкое качество плановых видов ремонта грузовых вагонов, проводимого вагонными ремонтными депо.

В связи с этим одной из приоритетных задач компании является совершенствование процедуры допуска грузовых вагонов на инфраструктуру ОАО «РЖД», а созданная система барьерных функций на сегодня уже позволяет значительно снизить риски нарушений транспортных происшествий и сократить непроизводительные потери компании.
Владимир Савичев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30