27 февраля 2021 12:21

27 февраля 2021 12:21

фото: архив «СМ»

Всем счастливого пути!

В конце минувшего месяца в ОАО «РЖД» подведены итоги конкурса школьных сочинений, посвящённых  железнодорожному транспорту России. Среди победителей есть и представители полигона Северной железной дороги.
Дипломом второй степени награждён Марат Аскеров, воспитанник 10-го класса Частного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 1 среднего общего образования ОАО «Российские железные дороги» (город Котлас). Вот что он, в частности, написал: «Когда я слышу слова «железная дорога», сразу вспоминаются стук колёс вагонных, гудки паровозов и тепловозов, голос дежурного по станции. Хоть мы и жили в двух километрах от станции, все разговоры были о железной дороге. Наша станция, стоящие рядом полустанки – всё это построено, по рассказам моего деда, в 1942 году. Потом уже появились лесопункты, лесхозы. С возникновением «чугунки», как тогда называли железную дорогу, всё изменилось. Появились новые люди, да ещё и говорящие на разных языках. Были там и сосланные, и вербованные. Много людей принесло послевоенной волной: украинцев, немцев, евреев, татар и калмыков. Да и посёлок наш возник как перевалочный пункт для раскулаченных, а потом, с появлением железной дороги, стал станцией.

Любил я слушать рассказы деда и его друзей. А он трудился путевым обходчиком, потом его называли мастером. От дедушки остались железнодорожный китель с блестящими пуговицами и форменная фуражка. Везде была эмблема: молоток, скрещенный с ключом. Работать на железной дороге считалось престижным. Хотя и было тяжело, за эту работу держались.

Многое я услышал и понял из тех бесед. Дед рассказывал, что каждый день он проходил немало километров  с молотком, проверяя железнодорожный путь и забивая костыли. Попробовал я поднять этот молоток. Поднять-то я его поднял… Но километры туда и обратно, вверх и вниз – это было бы вряд ли.

Переходишь порою железную дорогу и удивляешься: высота насыпи в некоторых местах достигает 20–25 метров. Строили эту дорогу в 40-х годах и всё вручную. Лопата, кирка и кувалда – вот и весь инструмент, а сотворили такое чудо!

У меня сохранились журналы «Техника – молодёжи», «Знание – сила», на страницах которых изображены стремительные, самолётного вида поезда, несущиеся с огромной скоростью, серебристые электровозы. То, о чём раньше мечтали, стало явью, «сказка стала былью». Да, такое могла создать только великая держава, имеющая неисчерпаемые ресурсы, огромные людские резервы, отлично подготовленные кадры и, главное, веру в успех и строгую дисциплину труда, присущую железнодорожному транспорту на всём пути его истории.

Загудит тепловоз, зашипит воздух тормозов, звякнут буферы. На ступеньках вагонов стоят проводники, приветливо улыбаясь, дежурный даёт зелёный свет составу. Поезд пошёл, набирая ход. Счастливого всем пути!».

А в сочинении Ивана Шелеста, воспитанника Ярославской детской железной дороги, ставшего обладателем диплома третьей степени, есть такие строки:  «Из любителей железной дороги в 11 лет я стал настоящим железнодорожником. И лишь погрузившись в железнодорожную жизнь, я смог узнать, что РЖД – это не просто вокзалы, поезда, вагоны, рельсы... Это неотъемлемая, важнейшая частичка России, это главная транспортная артерия нашей необъятной Родины, а наша Северная железная дорога – один из важных филиалов ОАО «РЖД», и в 2018 году ей исполняется 150 лет».
Подготовил Владимир Савичев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28