«Люда, никогда не опаздывай на сцену!..»

Его голос покорил публику во многих странах мира

Первый телевизионный канал порадовал российских телезрителей многосерийным фильмом о прекрасном исполнителе Муслиме Магомаеве.
Сериал стал подарком для всех, кто бывал на его концертах, а тем более знал лично. Руководитель Курганского филиала Российского фонда культуры Людмила Аванесова продолжительное время ­училась с будущей звездой советской эстрады в Бакинском музыкальном училище и консерватории им. Узеира Гаджибекова.

«Высокий, с длинными ногами, с крупными цепкими кистями пианиста, похожими на вытянутую виноградную гроздь», – таким Людмила Аванесова запомнила Муслима. А ещё стройным и улыбчивым. Казалось, он открыто радовался жизни, которая подарила ему великое счастье удивлять и радовать всех музыкой.

…Жаркое лето в Баку. Вечерний зной спадает, с Каспия веет свежестью, а благоуханье цветов становится насыщенным. На открытой площадке готовится к открытию фестиваль молодёжных талантов. Народ тесно окружил высокую сцену, подходы к которой уже перекрыла милиция. И всё из-за того, что стало известно о выступлении знаменитого юноши Магомаева. Его голос давно покорил многих поклонников. Кто-то имел счастье слышать его в Доме культуры бакинских моряков, где он впервые в пятнадцать лет выступил тайком от семьи. Его ближайшие родственники такие концерты не одобряли. Они боялись, что ранние сценические распевки надорвут его гениальный голос.

В тот вечер вместе с молодым Магомаевым должна была выступить и Людмила Аванесова, студент­ка музыкального училища имени Асафа Зейналлы. Но к сцене уже не подойти. Толпы людей – как огнедышащий вулкан. Напрасно Людмила увещевает милицию – та «не пущает». И в этот миг сквозь толпу протискивается концертмейстер Муслима и Людмилы – Тамара-ханум (Тамара Халилова). Она буквально хватает Людмилу в объятия и проскальзывает к площадке. А там уже взволнованный Муслим. Позже он в сердцах скажет, правда, не грозно, а так, словно любя: «Люда, никогда не опаздывай на сцену». 

Впрочем, и раньше в квартире Тамары-ханум, где она распевала Людмилу, несколько раз появлялся сам Муслим. Всегда это было неожиданным и радостным. Людмила застенчиво здоровалась, хватала ноты и быстро исчезала из квартиры концертмейстера, дав возможность поработать у рояля Муслиму.

Людмила ещё будет встречать его на концертах, которые он нередко давал бакинской публике, и всегда с восторгом воспринимать его выступления.

– У него был необыкновенно красивый голос – драматический баритон. – говорит Людмила Григорьевна. – Он точь-в-точь напоминал пение самых знаменитых мировых исполнителей, причём превосходя своими красками в самых глубоких оттенках.

После окончания музыкального училища Людмила Аванесова продолжит образование в Азербайджанской государственной консерватории имени Узеира Гаджибекова и понятие «гениальный Магомаев» станет для неё повседневным. Да, он живёт в её родном Баку. Его можно видеть и слышать. Но ей пока некогда бывать на его дорогих концертах. Обладательница превосходного лирико-колоратурного сопрано получает высшее музыкальное образование, ищет, но безуспешно, работу в Баку. Мешают армянские фамильные корни. Это было тревожное время сумятицы и грозного противостояния двух соседних народов, ей убедительно говорят: «Здесь вам Баку, здесь Азербайджан! Спешите на родину, в свою Армению…» А она родилась в Баку, училась и радовала своим голосом азербайджанцев, которые судили не по фамилии, а по таланту. Хотела даже обратиться лично к ставшему самым популярным в её республике Магомаеву, но добраться до него уже было нелегко. Не раз, засыпая, она думала о нём и всегда в её сознании звучали слова, произнесённые Муслимом: «Люда, никогда не опаздывай на сцену!». 

Горько было сознавать, что она уже опаздывала на сцену. Время шло, а найти штатное место в музыкальных коллективах столицы Азербайджана было нелегко.

– Я мечтала о сцене и мечтала о том, как бы найти работу в музыкальном театре. Но куда там! А по Баку уже передавалась радостная новость: Муслим стал лауреатом Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Хельсинки за исполнение песни «Бухенвальдский набат». В 1962 году он покорил сердца зрителей, присутствующих на заключительном концерте азербайджанского искусства в Кремлёвском Дворце съездов. А потом первый сольный концерт в ноябре 1963 года в Концертном зале имени Чайковского. Его карьера сложилась.

На одном из концертов она решила перебороть смущение и обратиться к Муслиму с тем самым легко брошенным декларативным заявлением: «Никогда не опаздывай на сцену!». 

– Я дождалась певца у служебного входа. И радовалась, как ребёнок, когда, увидев, он узнал меня: «Люся, это вы!». Мне показалось, что в этот момент мне протянули свои белоснежные крылья все ангелы. Я коротко рассказала о своей нелёгкой ситуации. Он также кратко, но с уважением к моей персоне сказал: «Хочешь работать в Одесском театре оперы и балета?». Написал на листочке телефон и имя моего визави и протянул мне: «Скажи: от Магомаева».

Так должна была начаться её собственная карьера в Украине. Её пригласили на прослушивание, но предупредили: квартиры предоставить не можем. А у неё семья, дочь, маленький сын… И театр отошёл в сторону.

Муслим между тем удачно строил свою карьеру. Ему поступило предложение перейти в труппу Большого театра. Отказался – не хотел ограничивать себя рамками оперной сцены. Затем дважды – в 1966 и 1969 годах – Магомаев успешно гастролирует в знаменитом театре «Олимпия» и даже получает предложение от директора театра «Олимпия» Бруно Кокатриса подписать контракт на один год. Предложение заманчивое и сулит возможность стать мировой звездой. Магомаев радуется. Но напрасно. Министерство культуры СССР имеет своё мнение по этому поводу. Магомаев нужен своей стране. Впрочем, министр Екатерина Фурцева по-матерински относится к своему подопечному, воюет за него. Живший когда-то в Кургане журналист Феликс Медведев так описал в своей книге «Неизвестная Фурцева» встречу с Муслимом Магомаевым: «Секретарь ЦК, курировавший вопросы культуры, да и сам глава республики заявили: «Мы против поездки певца за рубеж... молод ещё» …Я был страшно расстроен. Пошёл к Фурцевой. Мой визит начался вечером, и только поздно ночью, не удивляйтесь, моя проблема решилась положительно. Какой ценой! Все ин­станции, с которыми соединяли Фурцеву, говорили: «Нет, мы против». Оставался глава республики, с которым Фурцеву соединили в последнюю очередь. Не помню, что говорила моя защитница, но помню, что её доводы меня ошарашили. Запомнилась решающая фраза: «У нас единая страна, и все наши интересы должны совпадать». И Ахундов ­сдался».

Заграница открылась Магомаеву во всей красе.

А Людмила Аванесова в начале 70-х годов «не опоздала» на сцену Курганской областной филармонии. Её знаменитый директор Валентина Шухман устроила прослушивание и незамедлительно поставила свою подпись под решением строгой комиссии: «Принять на работу». За этим последовали годы работы в Кургане: вместе со своими друзьями-вокалистами и музыкальными коллективами объездила всю область и в конце музыкальной ­карьеры призналась: не опоздала на сцену. Она сделала мою жизнь по-своему счастливой. Участвовала в литературно-музыкальных композициях, знакомила любителей музыки Кургана с операми самых ярких композиторов:  Римского-Корсакова, Бизе и других знаменитых авторов. В эти дни в филармонии был аншлаг.

Как высшее признание её таланта – министерская медаль «За достижения в культуре». Эту награду певица получила из рук президента Российского фонда культуры Никиты Михалкова в только что открывшемся храме Христа Спасителя.

Её земляк Муслим Магомаев стал знаковой фигурой в жизни нашей страны. Популярность его была невероятной. Переполненные стадионы и концерт­ные залы, бесконечные гастроли по Советскому Союзу, частые выступления на телевидении. Грампластинки с песнями в его исполнении выходили многомиллионными тиражами. В 31 год Муслим Магомаев стал на тот момент самым молодым народным артистом СССР.

Непростительно рано, по мнению своих поклонников, Муслим завершил концертную деятельность. Он хорошо понимал: уходить со сцены надо вовремя и с достоинством. Занимался живописью, изредка выходил на сцену. Одной из последних его песен была композиция «Прощай, Баку». Известное стихотворение Сергея Есенина, влюблённого в этот солнечный край, обрело печальный и красивый мотив – своеобразное прощание с городом своей юности и небывалой славы.

После его смерти 22 октября 2009 года на родине Муслима, в Баку, состоялось открытие памятника самому яркому исполнителю в нашей стране. Памятник выполнен во весь рост, а белый мрамор для него доставлен в столицу Азербайджана с Урала.
Евгений Григорьев
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/