21 октября 2021 02:56

21 октября 2021 02:56

Быстро, чётко и качественно

Работники эксплуатационного вагонного депо Челябинск проверили свои знания и навыки

В эксплуатационном вагонном депо Челябинск 30 июня прошёл конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии». В нём приняли участие 60 специалистов из столицы Южного Урала, а также из подразделений ВЧДЭ-Челябинск в Кургане и Златоусте.
В рамках конкурса оценивались знания четырёх категорий персонала: начальников ПТО, инженерно-технических работников, осмотрщиков вагонов и операторов.

– Мероприятие интересное как для участников, так и для организаторов, – отметил первый заместитель начальника депо Сергей Харитонов. – У работников есть возможность продемонстрировать уровень своих знаний и бросить самим себе вызов. Я лично неоднократно участвовал в конкурсах, в том числе и на сетевом уровне. Когда удавалось достичь результата, было приятно. Когда что-то не получалось, то понимал, в какой области необходимо подтянуть знания. Уверен, что участники также сделают для себя полезные выводы.

Мероприятие проходило с учётом требований Роспотребнадзора. Конкурс был организован так, чтобы участники не пересекались. В разное время, но при этом все без исключения прошли теоретическую часть. В течение получаса железнодорожникам предлагалось ответить на 50 вопросов. За правильные ответы начислялись баллы.

– Вопросы различались в зависимости от специализации участников: разумеется, мы не можем тестировать по одной программе начальников ПТО и, к примеру, операторов, – рассказывает начальник производственно-технического отдела депо Илья Денисов. – С первого взгляда может показаться, что 50 вопросов – это много. За каждый правильный ответ начисляются баллы. На самом деле, если специалист разбирается в теме, то будет несложно. Для сравнения: на сетевом уровне за аналогичный промежуток времени предлагают ответить на 100 вопросов. Вот в этом случае уже приходится попотеть.

Ещё один вызов для работников вагонного комплекса – блиц-конкурс. Для разных категорий участников задания свои. Например, начальникам пунктов технического обслуживания нужно было просмотреть 17 слайдов с различными рабочими ситуациями и найти нарушения требований охраны труда, а также охарактеризовать их в соответствии с той или иной категорией опасности. По словам организаторов, руководители должны уметь с ходу определять нарушения.

Осмотрщикам предложили в подробностях расписать порядок измерения уровня нагрева буксового узла прибором Кельвин.

– Отслеживать температуру очень важно, – продолжает Илья Денисов. – Если этого не делать, то можно пропустить нагрев узла, что может привести к остановке поезда, его задержке и, соответственно, следующих за ним составов. Но это оптимистичный сценарий. При пессимистичном может произойти горячий излом шейки оси, что приведёт к сходу. 

Для операторов также подготовили задание. Они работают с осмотрщиками в основном дистанционно. Поэтому должны чётко понимать характер той или иной неисправности, которую описывает их коллега. По условиям конкурса специалисты должны были дать чёткое описание строения буксового узла. Чем подробнее, тем больше баллов зарабатывал участник.

После окончания теоретической части конкурса начальников ПТО и осмотрщиков вывели на специально обустроенный полигон, организованный на территории цеха текущего отцепочного ремонта. Задачу конкурсантам поставили следующую: на площадке пять вагонов, нужно найти все подготовленные специально для конкурса неисправности. В том числе отсутствие П-образных шайб, крепительных болтов, смотровых болтов, креплений концевых кранов, шкворня тележки и другие. Есть и главный «сюрприз» – макет заложенного взрывного устройства. При его обнаружении специалисты должны были рассказать представителям оценочной комиссии свой порядок действий.

– Неисправности обнаружить было не сложно, – говорит осмотрщик-ремонтник вагонов ПТО грузовых вагонов чётной системы станции Челябинск-Главный Александр Сорокин. – С большинством из них мы сталкиваемся в повседневной работе, поэтому глаз намётан. Главное – быстро, чётко и качественно выполнять обязанности и следовать инструкциям. Кстати, условную «бомбу» я нашёл. Она крепилась на раме цистерны для перевозки сжиженных газов и напоминала цилиндр.

– Я впервые участвую в таком конкурсе, впечатления положительные, – говорит начальник ПТО пассажирских вагонов станции Челябинск-Главный Денис Черепанов. – Заметил, что некоторые участники смотрят только на неисправности ходовой части вагонов. Это большая ошибка, потому что кое-что организаторы подготовили ещё и в районе крыши вагонов. Я сам много лет работал осмотрщиком, поэтому знаю алгоритм действий.

На осмотр пяти единиц отводилось 11 минут 48 секунд – время определено нормативами. Баллы начислялись за количество обнаруженных неисправностей. 

– Главная задача конкурса – побудить работников к повышению уровня знаний, – отмечает первый заместитель начальника депо. – Чтобы при необходимости они лишний раз взяли в руки книги, документы и перечитали их. Кроме того, благодаря таким состязаниям мы можем сделать выводы, в каких областях знания проседают, и вовремя принять меры, провести дополнительные обучающие мероприятия.

Лучшими по итогам конкурса стали осмотрщик-ремонтник вагонов ПТО грузовых вагонов чётной системы станции Челябинск-Главный Александр Сорокин, оператор по обслуживанию и ремонту вагонов и контейнеров пункта технического обслуживания грузовых вагонов станции Металлургическая Дия Аксенова, начальник пункта технического обслуживания грузовых вагонов станции Курган Александр Сединкин и инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий ПТО грузовых вагонов нечётной системы станции Челябинск-Главный Александр Гуськов.

В ближайшем будущем будет определена дата проведения дорожных состязаний, где победители конкурса сразятся с коллегами из ВЧДЭ-Карталы и ВЧДЭ-Оренбург. После этого будет сформирована сборная, которая отправится защищать честь Южно-Уральской дирекции инфраструктуры на сетевых соревнованиях, которые пройдут в Иркутске.
Александр Кичигин