10 апреля 2021 17:09

10 апреля 2021 17:09

На страже закона

Южно-Уральское ЛУ МВД России на транспорте 26 февраля отмечает очередной день рождения

В преддверии даты в ведомстве рассказали о руководителях, оставивших славный след в истории коллектива стражей правопорядка.
Линейное управление было организовано в 1919 году. Первым заведующим Железнодорожным отделом милиции при Челябинском губернском управлении Рабоче-Крестьянской милиции был Иван Петрович Мельников. К сожалению, подробных сведений о нём не сохранилось, но, судя по содержанию изданного им 6 сентября 1919 года приказа, это был образованный и дальновидный руководитель. Положения документа актуальны и в наши дни. Вот краткое извлечение из текста: «Приказываю районным начальникам железнодорожной милиции и старшим милиционерам принимать у просителей заявления безотлагательно, не посылать из отдела в другое учреждение, дать каждому товарищу и гражданину подробные разъяснения в вежливой форме, грубо ничуть с посетителями не обращаться, протоколы составлять отчётливо, выявлять время и место совершения кражи, сумму похищенного, а также выявлять виновных или кого подозревает потерпевший в краже…».

19 сентября того же года Челябинский губисполком утвердил в должности заведующего отделом Ивана Евдокимовича Богомолова. В это время вся железнодорожная милиция губернии насчитывала в своих рядах 324 сотрудника. Богомолов приложил немало сил по организации работы, укреплению личного состава, материального обеспечения, проработав в должности до конца 1921 года.

Позднее, в 30–40-е годы прошлого столетия, на Южном Урале стали вводиться в действие гиган-ты металлургии, машиностроения, развивались транспортные артерии, выросла численность населения. Для сохранности перевозимых народно-хозяйственных грузов, обеспечения общественного правопорядка 1 августа 1937 года создаются новые линейные подразделения милиции на станциях Магнитогорск, Златоуст, Карталы, значительно укрепляются уже имеющиеся линейные отделы внутренних дел.

В период с 1943 по 1950 год Дорожным отделом милиции на Южно-Уральской железной дороге руководил Иван Романович Казаченко. За честный и добросовестный труд его неоднократно награждали правительственными наградами: орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «800-летие Москвы», «30 лет Советской Армии и Флота» и почётным знаком «Заслуженный работник НКВД».

С 1950 по 1961 год подразделение возглавил Виктор Кузьмич Дубиковский. В 1955 году обкомом КПСС и начальником УВД Челябинской области он представлен в МВД СССР к присвоению звания «комиссар милиции III ранга», был награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, двенадцатью медалями, а также знаками «Почётный работник МВД» и «Почётный железнодорожник».

В 1954-м к Южно-Уральской железной дороге была присоединена Оренбургская стальная магистраль. Отделения милиции на станциях Оренбург, Орск, Бузулук перешли в подчинение Дорожного отдела ЮУЖД, который в 1972 году был реорганизован в Южно-Уральский отдел транспортной милиции. С 1961-го по 1973-й его возглавлял Владимир Иванович Кошельков, который за честный и добросовестный труд был награждён почётным знаком «Заслуженный работник МВД», орденом Трудового Красного Знамени, медалями. В свою очередь особый вклад в становление и развитие милиции на Южно-Уральской железной дороге внёс генерал-майор милиции Николай Иванович Шиков, который возглавлял вверенное ему подразделение до 1984 года. Он был награждён знаком «Заслуженный работник МВД», двумя орденами Красной Звезды, двумя медалями «За отвагу», рядом других правительственных наград. Под его непосредственным руководством создана крепкая материально-техническая база, подготовлено профессиональное ядро сотрудников, что во многом позволило Дорожному отделу получить статус Управления внутренних дел на транспорте. Из-за значительного роста объёмов перевозки грузов и пассажиров по стальным магистралям в 1977 году в Челябинске создаётся Южно-Уральское управление транспортной милиции (ЮУ УТМ), а с 1980 года – Южно-Уральское УВД на транспорте (ЮУ УВДТ). В его состав вошли все подразделения железнодорожной милиции, дислоцирующиеся в Челябинской, Курганской и Оренбургской областях. А с 1995 года – и линейные подразделения внутренних дел в аэропортах Челябинска, Оренбурга, Орска, Кургана и Магнитогорска.

В 1984–1986 годах управление возглавлял Валерий Валентинович Смирнов, награждённый орденами Красной Звезды и Красного Знамени, медалью «За отличную службу по охране общественного порядка», а начиная с 8 августа 1986 года и по 10 февраля 2010-го подразделением руководил почётный железнодорожник, заслуженный работник МВД РФ, почётный сотрудник МВД России генерал-майор милиции Виталий Александрович Жаданов. За время работы в должности ему удалось добиться значительных результатов: на протяжении ряда лет Южно-Уральское УВД на транспорте стабильно входило в число лучших управлений России. Сохранено и продолжает расти профессио-нальное ядро коллектива, укреплена материально-техническая база. В подчинение Южно-Уральского УВД на транспорте входило 17 линейных подразделений, в оперативном обслуживании находилась ЮУЖД протяженностью более 4,8 тысячи километров, расположенная на территории Башкортостана, Челябинской, Курганской, Свердловской, Оренбургской, Саратовской и Куйбышевской областей, а также Северо-Казахстанской, Кустанайской и Актюбинской областей Республики Казахстан. Особенностью участка обслуживания являлось то, что большая часть ЮУЖД расположена на территории, граничащей с сопредельным государством: шесть из двенадцати линейных отделов внутренних дел, находящихся на полигоне дороги, являются пограничными. Общая протяжённость границы на участке обслуживания составляла 3261 километр. В состав входили пять аэропортов в Челябинске, Магнитогорске, Кургане, Оренбурге и Орске, три из которых имеют статус международных. 

В 1999 году Южно-Уральское УВД на транспорте первым среди всех управлений внутренних дел России было удостоено знамени Министерства внутренних дел Российской Федерации.

– С уходом в 2010 году генерал-майора милиции Виталия Александровича на заслуженный отдых завершился исторический этап развития транспортной милиции Южного Урала. Начался новый процесс развития системы органов внутренних дел, который, безусловно, впитал в себя весь положительный опыт, накопленный за долгие годы службы талантливыми руководителями и их сотрудниками, которые знали и любили своё дело, – подчёркивают в транспортной полиции.
Александр Кичигин