27 сентября 2021 09:17

27 сентября 2021 09:17

Воспитать ученика

Наставником позволяют быть опыт и знания

В декабре машинист эксплуатационного локомотивного депо Курган Андрей Обухов был отмечен знаком «Наставник ОАО «РЖД». Вторую награду ему вручили от Южно-Уральской дирекции тяги – знак «Лучший машинист локомотива» II степени.
Воспитать ученика – значит «поставить на крыло», подготовить и обкатать новичка. Тут всё зависит от опыта и стажа наставника. Если молодой помощник в паре с опытным машинистом, который научил его главным правилам – как надо вести поезд, как тормозить, – толк будет. 

– Большой опыт работы позволяет Андрею Владимировичу быть хорошим воспитателем и наставником молодёжи. Он обучает их конструкции и эксплуатации локомотива, экономии электроэнергии. При его непосредственном участии за последние годы подготовлено семь машинистов электровоза, – характеризует Андрея начальник эксплуатационного локомотивного депо Курган Игорь Рубцов.

У самого Андрея была замечательная школа профессионального воспитания. Прежде всего серьёзным и строгим наставником стал для него отец Владимир Васильевич, машинист с огромным стажем работы. В своё время он говорил сыну: «Локомотив – как хороший друг: если ты его поймёшь и полюбишь, то он никогда тебя не подведёт». Андрей не раз бывал у отца на работе, управление локомотивом на него производило впечатление. Как-то в школе было задано сочинение о профессиях родителей. Конечно, он рассказал об отце, о гордости за него. Мальчишкой он тоже представлял себя в кабине локомотива. Но когда после окончания школы встал вопрос о выборе профессии, Владимир Васильевич был против того, чтобы сын пошёл по его стопам. «Это очень сложно и ответственно – быть машинистом, поэтому хорошо подумай, сможешь ли», – отговаривал он. Андрей решил по-своему. Он поступил в Курганское железнодорожное училище СПТУ-1. В 1991 году окончил его. В депо Курган приняли помощником машиниста. Но уже скоро пришло время армейской службы – два года на погранзаставе. Когда вернулся – всё в стране было по-другому. Перевозки упали. Вакансий не было. И только через год Андрей смог вернуться в родное депо. 11 сентября 1995 года его приняли слесарем по ремонту электроподвижного состава. Но уже в декабре его мечта – снова быть в кабине локомотива – осуществилась. Правой рукой для него стал машинист Виктор Изосимов, почётный железнодорожник. 

– После отца это был второй главный мой учитель. Он наставлял меня, передавал свой опыт управления электровозом, – говорит Андрей Обухов.

Через год работы он уже был на курсах машинистов в Курганской дортехшколе. После учёбы четыре года отъездил помощником машиниста в пассажирском движении. Прошёл хорошую практику. И 2 февраля 2001 года начальник депо Валентин Тимирязев подписал приказ о переводе его машинистом в грузовое движение. Через несколько дней будет 20 лет, как он встал за управление электровозом.

 – Андрей Владимирович – грамотный специалист, обладает необходимыми профессиональными знаниями, высоким уровнем компетенции. Имеет первый класс квалификации. Безупречно выполняет требования Правил технической эксплуатации, инструкций и требует это от других. За время работы в депо освоил все типы локомотивов. Хорошо знает профили обслуживаемых участков, умело использует рациональные режимы ведения поездов. Работает с постоянной экономией электроэнергии, – рассказывает о нём Игорь Рубцов. 

Андрей Обухов был первым, кто в августе 2008 года на участке Курган – Челябинск провёл экспериментальный поезд весом 9 тыс. тонн, состоящим из 104 вагонов. С помощником машиниста Романом Тимофеевым и машинистом-инструктором Александром Переваловым он показал, что локомотивным бригадам депо Курган водить тяжеловесы на Челябинск под силу. После эксперимента поездки тяжеловесных поездов по этому участку стали регулярными. Для Андрея эксперимент был не первым. Тремя годами раньше он начинал водить девятитысячники и сдвоенные поезда на станцию Каменск-Уральский Свердловской дороги. Но потом работа с тяжеловесами на этом участке была передана бригадам этой дороги. Вообще-то тяжеловесные поезда бригады депо водили и раньше. Ещё в 80-е годы, когда объёмы перевозок выросли, пришлось искать новые технологии. Курганцы одними из первых на сети взялись за дело – одним рейсом стали брать больше груза. Но когда начался экономический спад, необходимость в поездах тяжёлого веса отпала: возить было нечего. А когда поток грузов вновь стал расти, потребность в таких поездах появилась снова, но уже на качественно новом уровне. Локомотивы ВЛ10 оборудовали самой современной системой управления тормозами (СУТП), машинисты осваивали универсальную систему автоведения грузовых поездов, вождение соединённых грузовых составов с помощью интеллектуальной системы автоведения поездов с распределением тяги (ИСАВП-РТ). А теперь тяжеловесы стали нормой уже для всех бригад депо. Андрей, к примеру, за год проводит по 25 длинносоставных поездов и больше 80, вес которых составляет 9 тыс. тонн. 

– Сейчас и условия другие. Работаем на электровозах 2ЭС6. Это современная машина, которая легко берёт тяжёлый вес, и работать на ней интересно, – объясняет машинист.

У Андрея Владимировича 1-я группа профотбора, которая позволяет ему работать с разными помощниками. Последние полтора года он ездил в паре с Дмитрием Козубом, обкатал его в машинисты. В канун нового года Дмитрий приступил к самостоятельному управлению поездом. Обухов надеется, что машинист из его ученика получится хороший.

– Молодым – дорога. Главное, чтобы ребята шли в профессию по призванию. Это очень важно: будет желание совершенствоваться, расти, продвигаться вперёд, – считает Андрей.

Обухов отмечен благодарностями как общественный инспектор по безопасности движения. Имеет награду ОАО «РЖД» «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте». Знаку «Лучший машинист локомотива» II степени предшествовала награда III степени.

У Андрея Владимирова четыре сына. Он надеется, что кто-то из них выберет железнодорожную профессию, потому что, по его мнению, ничто не может так воспитать, привить ответственность, дисциплину, как работа на железной дороге.
Евгения Мусихина