24 января 2021 15:21

24 января 2021 15:21

фото: Анатолий Шулепов

Секреты рабочего времени

В минувшем году предприятие реализовало почти два десятка проектов

Год назад на Южно-Уральской магистрали начал работать Центр повышения эффективности труда персонала ЮУЖД. О том, как он создавался и какие задачи решает сегодня, рассказывает начальник центра.
Интервью с Дмитрием Алякиным, начальником Центра повышения эффективности труда персонала ЮУЖД

– Дмитрий Семёнович, чем было обусловлено создание новой структуры?

– В майских указах 2018 года президент Российской Федерации поставил задачу – обеспечить ежегодный рост производительности труда на пять процентов. Тогда же стартовала программа с созданием Федерального центра компетенций (ФЦК) в сфере производительности труда. В субъектах РФ появились региональные представительства.

В 2018 году ОАО «РЖД» сформировало два первых центра повышения эффективности труда персонала на Свердловской и Куйбышевской железных дорогах. А через год аналогичные центры начали деятельность на остальных магистралях. Основная задача предприятий – выявление резервов использования трудовых ресурсов и, как следствие, повышение производительности труда. Мы также рассматриваем возможность оптимизации нормативной базы компании ОАО «РЖД»: выявляем неэффективные, дублирующие или устаревшие требования, разрабатываем предложения по пересмотру, изменению и отмене нормативных документов.

– Какие производственные процессы были подвержены улучшениям специалистами вашего центра, что кардинально изменилось?

– Объектами рассмотрения являются устаревшие положения и нормы либо отсутствие нормативных документов как таковых. Наша задача – разработать и внедрить передовые приёмы, методы труда и режимы рабочего времени. Мы ставим перед собой цель исключения ненужных или дублирующих операций. Для этого проводим оценку каждого процесса: что в функционале происходит на входе, а что – на выходе. Когда конечный результат – выдача справки или отчёта, то задаём вопрос: почему процесс всё ещё не автоматизирован, кому справка нужна, какие решения на её основе могут приниматься? Наша цель – снижение транзакционных издержек в производственных процессах.

– Какие наиболее интересные проекты центра были реализованы в 2020 году?

– Для нас они все интересные. На сегодняшний день реализовано 17 проектов. Одним из наиболее значимых можно назвать «Исключение смены локомотивных бригад пассажирского движения по станции Кропачёво». Он позволил организовать работу накладными плечами для железнодорожников Куйбышевской и Южно-Уральской дорог на плече Челябинск – Уфа в пассажирском движении. Снижено подготовительно-заключительное время работы локомотивных бригад за счёт исключения времени «от прибытия до окончания работы» и «от явки до отправления» по станции Кропачёво. Кроме этого в течение года было проведено обследование трудовых процессов специалистов складов Южно-Уральской дирекции снабжения. Нами были разработаны предложения по автоматизации и механизации производственных процессов на складе, по внедрению штрихкодирования и автоматизации функций складского хранения и переработки товарно-материальных ценностей. 

Мы активно участвовали в реализации проектов, направленных на изучение загрузки работников и разработку отсутствующих норм труда. Так, например, в течение года были разработаны нормы времени и нормативы численности для разъездных экспедиторов по перевозке груза и при этом увеличена их загрузка.

Нами были изучены трудозатраты работников районов электроснабжения и ремонтно-ревизионных участков Дирекции по энергообеспечению. Установлено, что план выполняемых работ, применяемый в расчёте нормативной численности, не всегда корректно отражает периодичность выполняемых работ. Например, при текущем ремонте светильников планом предусмотрены диагностические испытания и измерения с периодичностью на железнодорожной линии первого класса – один раз в два года, но фактически эти работы выполняются только при отказе устройства и наличии материалов на складе, что происходит значительно реже. Было предложено производить расчёт численности в соответствии с отчётными данными по списанию материалов (лампы, светильники). Изучен перечень работ, выполняемых согласно нарядам-заказам для «прочих» потребителей. Данный функционал не отражён в регламентах взаимодействия с другими дирекциями: механические испытания монтажных поясов, лестниц, стремянок; испытание изоляции кабелей, контуров заземлений. Эти работы не учитывались при расчёте нормативной численности. В настоящее время совместно с Дирекцией по энергообеспечению разработан новый отраслевой сборник труда для дистанций электроснабжения.

Была разработана методика эффективного моделирования технологических процессов на прочих работах в локомотивных депо и местные нормы для работников локомотивных бригад депо Петропавловск. Исследованы трудовые процессы работников базы запаса локомотивов, разработаны местные нормы численности работников. Были скорректированы местные нормы времени на операции по автоматическому оформлению документов на перевозку порожних и гружёных вагонов для приёмосдатчика груза и багажа, работающего по новейшей технологии «Автоагент». Также были разработаны предложения по оптимальным графикам работы дежурных пункта подмены и операторов поста ЭЦ Дирекции тяги на станции Бердяуш с учётом оптимальной загрузки специалистов.

Хочется особо отметить, что центр провёл большое исследование по оценке нормирования административно-управленческого штата. Традиционно фокус внимания в нормировании направлен на рабочих. Между тем необходимо знать, сколько требуется для реализации производственных задач инженеров, технологов, программистов и экономистов. В настоящее время действуют Методические рекомендации по оценке баланса рабочего времени с учётом применения процессного подхода. Этот документ утверждён распоряжением ОАО «РЖД» в декабре 2019 года. Он является полноценным руководством с пошаговой инструкцией по оценке трудозатрат работников, а также сотрудников непроизводственного блока разных должностей и специальностей, выполняющих аналитические функции. Но для многих подразделений реализация методик на практике зачастую представляет сложность. Поэтому специалисты нашего центра на конкретном примере служб корпоративных коммуникаций и охраны труда и промышленной безопасности продемонстрировали, как решается задача определения баланса рабочего времени. Реализация проектов позволила максимально точно оценить распределение обязанностей между работниками, выявить необоснованные потери времени и найти оптимальную численность сотрудников.

– Насколько компетентны сотрудники центра, чтобы решать поставленные перед ними задачи?

– У нас небольшая, но уникальная команда. Каждый имеет опыт и профессиональные достижения в разных сферах железнодорожного транспорта, что делает их незаменимыми помощниками при реализации проекта. В центре есть бывшие сотрудники путейского и локомотивного хозяйств, из Дирекции управления движением, также работает бывший программист. У каждого специалиста много интересных идей и имеется большой опыт работы по принципам проектного управления.

– Какова дальнейшая судьба разработок центра, применяются ли они на практике и кто является их заказчиком?

– Как правило, все проекты делаются по заказу – в соответствии с планом. Проводятся многочисленные исследования и расчёты. Полученный результат направляется заказчику для выстраивания оптимальных производственных процессов.

– Работа центра – это реализация проектов по утверждённому плану?

– Не совсем так. Кроме годового плана, мы участвуем в разработке централизованных сборников труда, работаем по запросам, появляющимся в течение года. Так, в завершившемся году в рамках деятельности комитета по реализации стратегии и развития системы управления была проведена работа по повышению эффективности работы центров оперативно-технического учёта за счёт минимизации ошибок, допущенных при заполнении маршрута машиниста, разработаны и реализованы мероприятия, позволяющие повысить эффективность организации труда оператора ЦОТУ. Также центром разработана и реализована дорожная карта по организации работы по выдаче нормированных заданий для работников с повременной оплатой труда на полигоне дороги. Количество работников, охваченных нормированным заданием в автоматизированной системе ЕК АСУТР, за 2020 год увеличилось более чем в десять раз: от 303 человек в 2019 году до 3232 на сегодняшний день.

– Какие у центра планы на 2021 год?

– От наступившего года у нас большие ожидания, мы с позитивом смотрим вперёд. Будущее принадлежит тем, кто готовится к нему сегодня. На данный момент мы формируем план. Уже сейчас подобрано 18 тем для проектов улучшений. В ближайшие месяцы мы продолжим работу по снижению трудоёмкости процессов. Не останется без внимания и наша вертикаль: мы планируем минимизировать часть рутинных операций. Обязательно продолжим повышать долю выдачи нормированных заданий работникам и искать резервы повышения эффективности использования трудовых ресурсов, проводить экспертизу меро-приятий по оптимизации процессов, обучать работников предприятий методам нормирования труда.
Подготовил Сергей Зыболов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31